Thomas Cook

Thomas Cook - история бренда

Thomas Cook Group plc — британская туристическая компания. Штаб-квартира расположена в Лондоне. Образована 19 июня 2007 года в результате слияния компаний Thomas Cook AG и MyTravel Group plc. Собственно Thomas Cook AG ведёт историю с 1841 года, является первой туристической компанией в мире, основана и названа в честь Томаса Кука, изобретателя организованного туризма.

Англичанин Томас Кук не просто изобрел туризм и создал первую туристическую фирму. Его заслуга куда значительнее — миллионам людей, чья жизнь традиционно ограничивалась стенами дома да несколькими соседними улицами, он открыл красоту и разнообразие огромного мира. Ведь даже в «просвещенном» XIX веке, как его именовали современники, на путешествие, хотя бы краткое, обычно отваживались немногие. Если, конечно, их не толкала в путь острая необходимость.

Сын небогатого фермера Томас Кук родился в английской деревушке Мельбурн 22 ноября 1808 году Уже в десять лет из-за смерти отца он начал работать – садовником, потом недолгое время печатником, а впоследствии освоил ремесло краснодеревщика. В 18 лет он стал баптистским проповедником и одним из активистов местного общества трезвости.

Томас Кук был вполне благополучным человеком, ничем не выделяющимся среди других, таких же как он, англичан со средним достатком. Однако было в нем что-то, позволившее не просто следовать, как большинству, жизненным обстоятельствам, а суметь воспользоваться ими.

В 1840 году было открыто железнодорожное сообщение между Дерби и Рагби. Дымное и не слишком комфортное детище прогресса вызывало в публике восторг, восхищение, но никак не желание прокатиться на грохочущем чудовище. Это был своего рода экстрим, привлекающий немногих. Но Томас Кук сумел оценить и возможности нового скоростного транспорта, и нужду железнодорожных компаний в общественном признании. Он встретился с главой Midland Railway и убедил его предоставить скидку соратникам Кука по борьбе с пьянством в случае, если они наймут поезд. Состав был ему необходим, чтобы попасть на ежеквартальный съезд сторонников трезвости в Лафборо, в 12 милях от Лондона.

5 июля 1841 года под звуки оркестра и приветственные крики толпы 570 человек организованно отбыли в Лафборо. Эту дату можно, смело считать днем рождения туризма. В восторге от путешествия были и первые в мире туристы, и владельцы железнодорожной компании, которые получили отличную рекламу. Но больше всех был доволен Томас Кук, который, возможно, еще даже не прозревал открывающиеся перед ним возможности. В свой дневник он внес скромную запись: «Я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии».

В 1841 году Томас Кук создал компанию, которая должна было организовывать поездки членов общества трезвости между городами Лестер, Ноттингем, Дерби и Бирмингем.

В 1866 году первая туристическая группа из англичан, которую возглавил Джон Меисон Кук, побывала в Соединенных Штатах.

За первой последовали другие поездки. Причем поначалу Томас организовывал их без всякой выгоды для себя. Так продолжалось до 1845 года, когда он заработал первые деньги на экскурсии в Ливерпуль. Но трудился он явно не ради выгоды. Его скорее увлекала сама работа. В 1846 году он объявляет о начале тематических путешествий – поездок в Шотландию, на родину Вальтера Скотта и Роберта Бернса. Затем появляются туры по Ирландии, Уэльсу, на остров Мэн.

Некоторые биографы Кука объясняют популярность этих туров любовью англичан к творчеству великих шотландцев. Но, наверное, весомой были причины социальные и экономические. Во-первых, в начале 40-х трейдюнионы добились для рабочих и служащих ежегодных отпусков. У огромной массы людей появилось свободное время. Во-вторых, Кук пользовался поддержкой железнодорожных компаний, которым очень нравился придуманный им девиз «Железные дороги — для миллионов». В-третьих, Кук никогда не ориентировался исключительно на богачей. В круг своих потенциальных Клиентов он старался включать и людей со средним достатком. И, наконец, в-четвертых, предоставляемые им услуги всегда отличались высоким качеством.

Вручив себя в руки агентов Кука, можно было быть уверенным, что поездка будет комфортной, безопасной, познавательной; что даже путешествие вокруг света не потребует ровно никаких усилий. Кук все обеспечит. В общественном мнении репутация контор Кука была высока и непоколебима.

Энергия Томаса Кука была поистине поразительной. Ему удается уговорить некоторых крупных английских землевладельцев открыть свои поместья и замки для туристов. Одновременно Кук создает клубы для рабочих, члены которых еженедельно вносили в кассу небольшую сумму, а в итоге получали туристическую путёвку в Лондон на торгово-промышленную выставку. Благодаря его усилиям ее смогли посетить 165 тыс. человек. Томас начинает издавать журнал «Экскурсант» — первый журнал для туристов, который просуществовал до Второй мировой войны.

Применительно к жизни и деятельности Томаса Кука часто приходится использовать слово «первый». Он был , неистощим на выдумки и идеи. Поэтому совершенно логично, что очень скоро от внутреннего туризма Кук перешел к зарубежному. В 1855 году он открывает первый заграничный маршрут в Париж, на Всемирную выставку.

Thomas Cook & Son была первым туроператором, воспользовавшимся авиацией для перевозки туристов. Это произошло в 1919 году.

Консервативные судовладельцы не столь благоволили Куку в отличие от нуворишей делового мира — железнодорожных магнатов. На скидки для его клиентов, собравшихся в Европу, они не пошли. Но в результате получилось по пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: Кук, отказавшись от переправы через Ла-Манш, организовал многоэтапный маршрут, включавший остановки в Брюсселе, Кельне, Гейдельберге, Баден-Бадене, Страсбурге и Париже. Назад, в Лондон, туристы возвращались через Гавр или Дьеп.

Надо отдать должное Куку, его предусмотрительности, умению вникать даже в мелкие детали, прогнозировать самые разные ситуации. Он сам проехал весь маршрут, подписал контракты с перевозчиками, владельцами гостиниц, рестораторами, гидами. Выпустил подробные путеводители, содержавшие массу практических советов, как себя вести в чужой стране. И опять ошеломляющий успех.

В 1868 году Томас Кук ввел систему гостиничных купонов, по которым можно было получить по фиксированной цене номер в отеле во всех крупных городах Британии

Свою благодарность за популяризацию парижской выставки ему выразил император Наполеон III.

Спустя восемь лет Кук осваивает Швейцарию, а затем присоединяет к своей туристической империи и Италию.

В 1864 году к Томасу присоединяется его сын Джон Мейсон. Под его руководством экспансия продолжается. Контора Thomas Cook & Son возит англичан в Новый Свет, а американцам предлагает поездки в Англию и в Европу. А затем наступает время Азии.

То, что Кук обратил внимание на Палестину, было вполне естественно. Всю жизнь он оставался ревностным христианином, и идея паломничества в Святую землю была ему, конечно, близка. Учитывал он и тот фактор, что о такой поездке мечтали миллионы католиков, православных, протестантов в Европе и в Америке. Первую группу «паломников Кука» из 60 человек сопровождали 77 вооруженных сотрудников фирмы и караван из 87 вьючных лошадей. Главное было обеспечить максимальный комфорт богомольцам. Кстати, уровень его оказался столь высок, что к Куку обратился наследник британской короны принц Уэльский с просьбой включить в следующий тур своих сыновей Альберта и Георга.

Премьер-министр Великобритании Гладстон увидел в туристической индустрии, которую так успешно выстраивал Томас Кук, мощный политический инструмент. С целью укрепления связей между метрополией и колониями он предложил Куку организовать для англичан поездки в Индию, а для богатых и влиятельных индусов — в Англию. Политический заказ был выполнен с блеском. Более того, Кук стал возить индусов-мусульман в Мекку. Изобретенный им религиозный туризм стал процветать с первого года.

От Индии Томас Кук перешел к Египту. Это тоже была правительственная инициатива. Британцы обживали не только открытый в 1869 году Суэцкий канал, но и Нил. Кук пустил по нему экскурсионные суда. Путешествие в Египет, включая стоимость билетов на пароходы и поезда, проживание в гостиницах, питание, экскурсии, услуги гидов, обходилось в зависимости от класса от 81 до 119 фунтов. Деньги большие, но отнюдь не сумасшедшие.

Первый кругосветный тур, который был организован Томасом Куком в 1872-1873 годах, длился 222 дня. За это время путешественники преодолели 25 тыс. миль. В 1991 году, в ознаменование очередной круглой даты, компания Кука организовала кругосветное путешествие. На этот раз для него потребовалось всего 34 дня

Цены в конторе Кука, действительно, были умеренные. Как уже отмечалось, за высокими прибылями он не гнался. Комфортабельное путешествие вокруг света, по утверждению газеты Daily Express, можно было совершить за 183 фунта 18 шиллингов.

Кстати, когда Томас Кук умер в 1892 году его личное состояние оценивалось всего в 2 497 фунтов стерлингов. Сын пережил отца всего на семь лет. Дело перешло к внукам — Фрэнку Генри, Эрнесту Эдварду и Томасу Альберту.

В начале XX века компания Thomas Cook & Son процветала. В 1926 году ее центральный офис перебрался на Беркли-стрит в аристократическом лондонском районе Мейфэр. И вдруг, к всеобщему изумлению, Фрэнк и Эрнест (Альберта уже не было в живых) принимают решение продать свой успешный бизнес. Его новым хозяином – становится бельгийская железнодорожная корпорация Wagons-Lits, владевшая самыми фешенебельными на континенте поездами, в том числе и знаменитым «Восточным экспрессом».

В 1942 году британское правительство реквизировало активы компании и, чтобы избежать финансового коллапса, передало контрольный пакет акций четырем крупнейшим железным дорогам страны. А в 1948-м, после национализации магистралей, компания вообще отошла к государству.

Общеизвестно, что когда за управление отраслью берутся государственные чиновники, она становится неповоротливой, мало восприимчивой к новым веяниям и идеям. Так случилось и с компанией Thomas Cook & Son. В послевоенные годы на рынок вышли молодые, энергичные предприниматели, которые предложили англичанам новые привлекательные возможности по более низкой цене. И хотя дела у старейшего туроператора мира шли неплохо, а в 1965 году общая прибыль даже впервые перевалила за 1 млн фунтов стерлингов, новички всерьез потеснили своего «влиятельного прародителя.

В 1972-м в результате денационализации Thomas Cook & Son вновь перешла в частные руки и была куплена консорциумом в составе Midland Bank, Trust House Forte и Автомобильной ассоциации. Сразу же были приняты экстренные меры по восстановлению утраченных позиций.

В 1974 году название компании было изменено с Thomas Cook & Son Ltd на Thomas Cook Group Ltd в 1974 году. В 1977 году компания начала переводить большинство своих административных отделов из Лондона в город Питерборо.

В 1989 году американское подразделение Thomas Cook было приобретено компаниями Crimson Travel Service и Heritage Travel Inc. за 1,3 миллиарда долларов.

В июне 1992 года, после того, как компания HSBC купила Midland Bank, компания Thomas Cook была продана немецкому банку Westdeutsche Landesbank (WestLB) и чартерной авиакомпании LTU Group за 200 миллионов фунтов стерлингов.

В сентябре 1994 года American Express (Amex) приобрела долю в подразделении корпоративных путешествий Thomas Cook Travel Inc., которая приносила около 10% от общего дохода британской компании. В мае 1995 года авиакомпания LTU Group продала свои 10% акций компании Thomas Cook банку WestLB.

2 февраля 1999 года компания Carlson Leisure Group объединилась с Thomas Cook в холдинг.

В 2001 году Thomas Cook была приобретена немецкой компанией C&N Touristic AG, которая сменила название на Thomas Cook AG.

12 февраля 2007 года Thomas Cook AG объявила, что они договорились об условиях слияния с компанией MyTravel Group. 19 июня 2007 года в результате этого слияния была создана компания Thomas Cook Group plc. Согласно условиям слияния, владельцам Thomas Cook AG принадлежало 52% новой группы. Акционерам MyTravel Group принадлежали оставшиеся 48% акций.

23 сентября 2019 года компания Thomas Cook объявила о начале процедуры ликвидации. К моменту объявления о ликвидации, около 500 тысяч человек, четверть из которых британцы, находились в путешествиях, организованных агентством. Руководство Управления гражданской авиации Соединенного Королевства пообещало, что всем туристам гарантировано возвращение домой.

Добавлено: 15.12.2011
Обновлено: 23.09.2019
Другие бренды
Шедевры рекламы. Это нужно видеть.
смотрите, как купить подписчиков в ютубе по скидкам на сайте prtutru
Реклама на brandpedia.ru