Вобар - новости в фотографиях

Tesco - история бренда

Tesco – крупнейший в Великобритании ритейлер продуктов и непродовольственных товаров. Здесь данный бренд известен буквально всем – даже в небольшом провинциальном городишке есть свой большой  Tesco. Всего по стране разбросано свыше 2 700 магазинов разных  форматов: от гипермаркета до «магазина у дома». Внушительных размеров армия  постоянных клиентов - держателей клубных карт в 12 миллионов человек – лучшее доказательство того, что Tesco предлагает своим покупателям отличное сочетание цены и качества.

Кроме того еще около 2700 магазинов расположено в 14 государствах за пределами Великобритании. Больше всего в Тайланде, Южной Корее и Польше, а также в США, Турции, Китае, Венгрии и других азиатских  европейских странах. В совокупности все это делает Tesco лидером не только британского, но и мирового рынка ритейла. Торговая сеть занимает третье место в мире по обороту (после Wal-Mart и Carrefour ) и второе по прибыли (после Wal-Mart).

Как и в случае с другими мировыми гигантами торговли, история Tesco началась почти сто лет назад усилиями одного-единственного предприимчивого человека, поначалу просто желавшего поправить свое финансовое положение.

11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. В 1919 году ветеран этой войны Джек Коэн, наконец, вернулся в Британию. При увольнении с военной службы он получил выходное пособие в 30 фунтов стерлингов – не очень большая, но и не самая маленькая по тем временам сумма. Во всяком случае, ее хватило для открытия небольшого дела. 

Джек закупал продукты по низким ценам в NAAFI (Navy, Army and Air Force Institutes) организации, созданной в 1921 году британским правительством для реабилитации ветеранов войны и помощи их семьям. В нее входили магазины, бары, прачечные и прочее, в которых бывшие военные пользовались льготами). Купленное задешево он продавал по рыночным ценам в Ист-Сайде. В первое время при среднем дневном обороте в 4 фунта он имел 1 фунт прибыли.

Вскоре он начал осуществлять оптовые поставки для других мелких торговцев. В частности закупал оптом чай в компании TE Stockwell, расфасовывал его и снабжал этикеткой Теsco. Собственно название будущей огромной корпорации родилось из первых трех букв названия поставщика чая TE Stockwell  и фамилии самого Джека (Cohen).

В качестве торговой марки название было зарегистрировано в 1924 году (считается годом основания компании), в 1929 впервые появилось на вывеске магазина, а в 1932 году уже несколько магазинов были официально оформлены в компанию Tesco.

В 1947 году Tesco выпускает акции и продает их на бирже по 75 пенсов за единицу. Полученные средства позволили развивать новые виды торговли, в частности магазины самообслуживания.

Джек Коэн открыл первый магазин, работающий по системе самообслуживания, в 1948 году. А в 1956-м распахнул двери первый супермаркет Tesco. Новый магазин начал работу в помещении перестроенного кинотеатра. Компания никогда не придерживалась принципа строить с нуля, а покупала те готовые помещения, владельцы которых оказывались на мели.

И в дальнейшем Tesco часто одной из первых применяла новинки ритейловых технологий. (В 90-е владельцы розничных сетей во всем мире рассматривали как передовой опыт уже работу самой Tesco.

В начале 60-х логика развития сети заставила его пойти на расширение ассортимента. В магазинах Tesco появились отделы, где продавались продукты питания, одежда, товары для дома.

Вывески Tesco украсили центральные улицы английских городов. Магазины становились все заметнее и крупнее. Открывшийся в 1961 году магазин в Лестере площадью 16 500 квадратных футов даже вошел в европейскую Книгу рекордов Гиннесса.

В 1964 году Коэн придумал еще одну новинку. Он сумел обойти только что введенный в стране антидемпинговый закон. Эту меру правительство предприняло ради поддержания небольших магазинов. Крупные сети к тому времени набрали обороты и взяли за моду душить мелких конкурентов снижением цен. Власти хотели помочь мелкому бизнесу, и Коэн вынужден был закону подчиниться - хотя бы формально. Тогда он наладил выпуск торговых купонов Tesco. Покупатели сети копили купоны, получаемые при приобретении товаров в ее магазинах. Определенное количество купонов давало право на получение наличных денег или соответствующего количества бесплатных товаров. Вслед за Tesco подобные акции стали практиковать и другие ритейлеры. А пресловутый закон вскоре отменили. Джек Коэн лично участвовал в парламентских дебатах.

60-е годы стали для Tesco десятилетием глобальных перемен. Компания изменила стратегию, перестала делать ставку на открытие собственных магазинов и начала скупать уже существующие сети.

В частности, Tesco приобрела 212 магазинов на севере Англии, а в 1968 году - сеть Victor Value.

Тогда же Tesco отказалась от магазинов на центральных улицах, став одним из первых английских ритейлеров, решившихся опробовать концепцию загородного гипермаркета. В 1967-м на окраине Уэстбери открылся огромнейший магазин площадью 90 тыс. квадратных футов с большой бесплатной парковкой и удобным подъездом общественного транспорта. Оборот магазина намного превышал продажи обычного супермаркета.

В 1968 году компания открыла второй гипермаркет в Кроули. Коэн решает сделать магазины более привлекательными для не слишком богатых слоев населения.

В 1974 году загородный шоппинг стал еще более удобным для покупателей - Tesco разместила при гипермаркетах собственную сеть заправочных станций. Эти автозаправки, где бензин стоил дешевле, чем у трейдеров, стали настолько популярны, что через несколько лет Tesco была признана крупнейшим в стране неспециализированным продавцом бензина.

К концу 70-х Tesco была известной на родине компанией с хорошей репутацией. В магазинах сети продавались качественные товары по низким ценам. Однако неугомонному и неувядающему Джеку Коэну и этого было мало. В 1977 году он начал новую кампанию по снижению цен. Акции Tesco за год выросли на 5%.

В 1979 году, когда Коэна на посту президента сменил Лесли Портер, оборот компании впервые достиг 1 млрд фунтов стерлингов. В 1985-м, когда вместо Портера главой компании стал Йэн Маклорин, открылся сотый магазин сети Tesco.

Абсолютным лидером британского рынка компанию Tesco сделали, безусловно, достижения 90-х. Руководство компании стало еще оперативнее реагировать на нужды покупателей. Правительство только обнародовало данные о плохом здоровье нации - а в магазинах сети уже полно диетических продуктов, на упаковках же остальных товаров появляются данные об их составе и количестве белков, жиров и углеводов.

В 1992 году компания вернулась из пригородов в центр, открыв магазин Tesco Metro в Ковент-Гарден. Магазины нового формата ориентировались на нужды тех, кто работает в деловой части Лондона. В Tesco Metro можно купить и экзотические продукты, и товары класса "люкс". К концу 97-го таких магазинов было уже 36.

В 1994 году компания внедрила еще один новый формат - Tesco Express: магазины при заправках компании, расположенных вдали от гипермаркетов. Во всех магазинах Tesco появились фармацевтические отделы.

В 1995 году были введены карты для постоянных покупателей и внедрена новая услуга - доставка товаров на дом. Учитывая нужды тех, кто не хочет вставать с дивана, подразделение компании Tesco Direct начало прием заказов по каталогам. После этого новшества компания и стала абсолютным лидером продаж среди продовольственных сетей Великобритании.

С ноября 1996 года Tesco активно торгует через Интернет. Компания стала первым британским ритейлером, начавшим продажи в режиме on-line. Через Интернет у Tesco можно купить порядка 20 тыс. наименований продуктов. Заказы принимаются в любое время суток, товар доставляется из ближайшего к заказчику магазина Tesco.

В 1997 году открылся первый магазин Tesco Extra в городе Питси, что в графстве Эссекс. На площади 100 тыс. квадратных футов расположены несколько точек общепита, канцелярский и цветочный отделы, зал матери и ребенка и даже театр, где проходят презентации новых продуктов и особо торжественные церемонии.

В конце 90-х появилось совместное предприятие Tesco и Royal Bank of Scotland, оказывающее финансовые услуги непосредственно в магазинах сети - страхование, обслуживание кредитных карточек. Прибыль от финансовых услуг и работы заправочных станций теперь занимает существенное место в структуре доходов компании. Но главное - покупателям удобно решать в магазине сразу несколько проблем.

Завоевав английский рынок, компания стала приглядываться к соседям. Во всех странах Tesco действует по одной и той же технологии - покупает уже существующую сеть и работает под ее вывеской, постепенно открывая магазины и под собственным брэндом.

В последний год президентства Йэна Маклорина сеть Tesco вышла за пределы Англии, купив 57 магазинов сети William Low в Шотландии. В том же 1997 году Tesco со второй попытки вошла на рынок Ирландии. Первая попытка, предпринятая еще Коэном в 1978 году, окончилась неудачно - в 1986-м ирландские магазины, принадлежавшие сети, пришлось продать. В 97-м климат для экспансии оказался более благоприятным. Tesco купила 110 магазинов в Ирландии за 641 млн фунтов стерлингов. Новый рынок повысил доходы компании примерно на 1 млрд фунтов. Вскоре сеть Tesco покрывала уже 20% ирландского рынка. В Ирландии компания работает под старыми вывесками приобретенных сетей Queensworth, Crazy Prices, Bloomfield, Stewarts, Westside Stores. Со временем, когда местные жители привыкнут к новым стандартам магазинов, все они начнут работать под маркой Tesco.

Всерьез занявшись выходом на рынки других стран, Tesco провела ревизию своих владений. Компания рассталась с купленной в 1993 году французской сетью Catteau (7 гипермаркетов и 95 супермаркетов), оставив себе лишь огромный винный магазин Tesco Vin Plus в Кале. Совет директоров принял решение сконцентрировать все усилия на рынке бывших соцстран, где возможностей по-настоящему развернуться гораздо больше, чем во Франции.

Еще в 1994 году Tesco приобрела 57% венгерской сети Global, владеющей 41 супермаркетом. В 1997 году было принято решение о строительстве в Будапеште пяти собственных магазинов разных форматов. В Польше Tesco в 1995 году купила сеть Savia, а в 1998-м во Вроцлаве открылся первый гипермаркет под вывеской Tesco.

В 96-м компания начала освоение рынков Словакии и Чехии. Более 40 магазинов, работавших ранее под вывеской American K-mart, теперь называются Tesco. После этого приобретения доходы Tesco в Европе составили 6% от общей выручки компании.

В 1998 году компания вышла на рынок Таиланда под брендом Tesco Lotus.

В феврале 99-го компания стала первой, кто продал новейшую разработку Intel Pentium III в розницу. Джон Гилдерслив, коммерческий директор компании, сказал в этой связи: "Последние новинки электроники - теперь часть повседневных товаров Tesco. Мы хотим, чтобы наш покупатель и впредь имел наилучшие компьютеры по наилучшей цене".

В партнерстве с Samsung в 1999 году компания Tesco начала бизнес в Южной Корее, действуя под маркой Homeplus. Сейчас сеть насчитывает 450 магазинов, состоит из крупных гипермаркетов и небольших магазинов Express.

В 2002 году компания вышла на Малайзийский рынок, с тех пор открыто 45 магазинов по всей стране. Tesco работает в партнерстве с местной компанией Sime Darby, которая имеет 30% долю в бизнесе.

В том же году компания приобрела вторую по величине в Великобритании сеть небольших магазинов One Stop.

В 2003 году Tesco вышла на турецкий рынок путем приобретения пяти магазинах Kipa. Также компания начала бизнес в Японии, однако в августе 2011 года было принято решение о продаже японского подразделения.

2004 год - Компания вошла в Китай, создав сеть из более чем 100 магазинов по всей стране вдоль восточного побережья.

В 2007 году Tesco вышла на рынок США под названием Fresh & Easy, открыв магазины в Южной Калифорнии, Аризоне и Неваде. Сегодня в США работает около 200 магазинов.

В 2008 году компания приобрела 36 гипермаркетов Homever в Южной Корее. В этом же году Tesco вышла на индийский рынок, создав оптовый бизнес и подписав эксклюзивный договор франшизы с группой Tata, которая является оператором гипермаркетов Star Bazaar.

В 2010 году Tesco открыла первый супермаркет в мире с нулевым выбросом углерода в графстве Кембриджшир.

Добавлено: 21.10.2014

Другие бренды на T
Реклама на brandpedia.ru