Уралвагонзавод

Уралвагонзавод - история бренда

АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» — советская и российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. Головное предприятие — завод «Уралвагонзавод», расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области.

Проектировали завод три тысячи советских инженеров под руководством А.В. Иванькова, который изучал вагонное производство в Америке. За основу был взят принцип прямоточности: по законам конвейера расположены корпуса, в каждом из них - по несколько цехов, объединенных технологическим процессом. Это был один из первых проектов крупного машиностроительного предприятия с поточным производством, выполненный советскими инженерами без участия иностранных специалистов.

Первые рабочие прибыли в 1931 году. Из-за бытовой неустроенности, холодов, болезней в первые годы строительства люди уезжали, уходили, бежали с Уралвагонстроя. В 1931-1934 гг. коллектив работающих ежегодно менялся несколько раз. Имелись две более или менее постоянные группы. Это - около 5000 коммунистов и комсомольцев, прибывших в разное время по путевкам своих организаций. 26 января 1932 года по решению Наркомтяжпрома СССР на работу в Нижний Тагил приехали члены интернациональной коммуны «Цемент». Коммуна «Цемент» состояла из финнов, немцев, чехов, поляков, американцев. Они руководили бригадами кровельщиков, штукатуров, обучали строителей прогрессивным методам труда.

Также специально для использования на Уралвагонстрое в конце 1932 года была переведена из г. Чусового и размещена в поселке Красный Бор исправительно-трудовая колония. К середине 1933 года численность «контингента» ИТК достигла 4000 человек. В 1936 года Уралвагонстрой освободился от применения труда заключенных.

2 марта 1936 года заводу присвоено название «Уральский вагоностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского». Изначально производил тяжёлые железнодорожные вагоны — первый вагон выпущен 11 октября 1936 года.

В 1941 году завод то и дело останавливал конвейер из-за систематических перебоев с лесом и металлом, нарушений технологического процесса, приводивших к перекосу рамы вагона ещё на этапе его сборки.

В августе 1941 года по решению Государственного комитета обороны на базе Уралвагонзавода и 11 эвакуированных предприятий был создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна. В конце 1941 года из западной части СССР сюда были эвакуированы одиннадцать предприятий, в том числе группа ученых Московского высшего технического училища имени Баумана, Государственная союзная лаборатория режущих инструментов и электросварки имени Игнатьева, Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе, Мариупольский броневой завод имени Ильича, Харьковский машиностроительный завод № 183 (он же до 1939 года - Харьковский паровозостроительный завод), Бежицкий сталелитейный завод. Уральский вагоностроительный завод одно за другим сворачивал производства: вагонное, экспериментальный цех, освобождая площадки для создания на базе эвакуированных в Нижний Тагил предприятий нового Уральского танкового завода. Основу его производства составил Харьковский танковый завод № 183 им.Коминтерна. В Нижний Тагил прибыл директор завода № 183 — Максарёв Юрий Евгеньевич. Приказом по заводу от 14 ноября 1941 года была утверждена схема организации управления заводом.

Наркоматом танковой промышленности СССР была утверждена программа выпуска танков Т-34, которую принял к неуклонному исполнению завод №183 на Уралвагонзаводе, о чем свидетельствует приказ директора завода от 17 октября 1941 года № 1107, в котором установлены сроки и нормы, а именно в ноябре запланирован выпуск 155 машин.

До конца войны «Уралвагонзавод» выпустил 25 266 легендарных Т-34. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. Кроме того, завод производил бронекорпуса для самолётов Ил-2, авиабомбы (типов ФАБ, ЗАБ, ХАБ), артиллерийские передки.

Уральский танковый завод в 1943 году сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из более 200 необходимых для комплектования корпуса танков, он произвел 145. Добровольцами на фронт весной 1943 года ушли 185 заводчан. Всего на полях сражений Великой Отечественной войны воевало более шести тысяч рабочих, из них 3111 человек отдали свои жизни за Родину.

26 мая 1945 года завод был переименован в «Уральский вагоностроительный завод имени И.В. Сталина».

В послевоенное время завод снова сосредоточился на производстве вагонов, но быстро расширил свою деятельность и начал выполнять заказы военного, сельскохозяйственного, строительного и авиационно-космического характера. 19 марта 1946 года началось производство большегрузных платформ. В 1947 году завод приступил к производству полувагонов, в 1948 году — крытых вагонов. Опыт конвейерного производства танков, новейшие технологии, оборудование были использованы в период восстановления вагонного производства на «Уралвагонзаводе».

В 1952 году «Уралвагонзавод» получил задание на производство железнодорожных цистерн для транспортировки жидкого кислорода. В начале 60-х годов КБ криогенного машиностроения «Уралвагонзавода» совместно с учеными ВНИИ криогенного машиностроения разработали изотермические цистерны на основе вакуумно-порошковой изоляции. На этой основе на «Уралвагонзаводе» за 50—80-е годы XX века разработаны десятки модификаций изотермических железнодорожных и стационарных цистерн, широко использующихся в различных отраслях промышленности.

В 50-е — 60-е годы заводом были созданы и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации.

12 сентября 1963 года завод был переименован, снова став «Уральским вагоностроительным заводом имени Ф.Э. Дзержинского».

На «Уралвагонзаводе» был разработан и с 1974 года производится танк третьего поколения Т-72 — один из лучших танков второй половины XX века, состоящий ныне на вооружении в армиях нескольких десятков стран мира.

В 1974 году с конвейера сошёл последний вагон с деревянной обшивкой.

С 12 апреля 1984 года завод носит название «Уралвагонзавод».

28 августа 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о преобразовании ФГУП «Уралвагонзавод» в ОАО «НПК „Уралвагонзавод“». По сообщению пресс-службы президента, решение принято в целях «сохранения и развития научно-производственного потенциала в создании перспективных комплексов бронетанкового и артиллерийского вооружения, рационализации оборонного производства и повышения конкурентоспособности производимой продукции». Завершить создание корпорации правительству поручено за год.

20 сентября 2007 года был подписан контракт с ОАО «РЖД» на поставку 40 тыс. грузовых вагонов стоимостью 68 млрд руб. за три года (до 2010), что покрывает более 70 % потребностей компании.

К началу 2009 года контракт с «РЖД» практически был выполнен, при этом предприятие столкнулось с жёсткой ценовой политикой «РЖД», отсутствием новых заказов и оказалось на грани дефолта. Долг «Уралвагонзавода» составлял 66 млрд рублей, каждый день предприятие тратило более 30 миллионов рублей на обслуживание долговых обязательств. Собственник полностью обновил руководство «Уралвагонзавода». Также корпорации была оказана масштабная финансовая помощь. В сентябре 2009 г. правительство выделило «Уралвагонзаводу» 4,4 млрд рублей на увеличение уставного капитала. В декабре 2009 г. было принято решение увеличить уставной капитал ещё на 10 млрд рублей. В 2010 году корпорации удалось досрочно вернуть гарантии государству в размере 10 млрд руб.

К концу 2009 г. «Уралвагонзавод» полностью сформировал пакет заказов на 2010—2012 годы. Кроме «РЖД» заказчиком стала, в частности, «Транснефть», вместе с которой «Уралвагонзавод» основал совместное предприятие «Востокнефтетрансзадача», занимающееся перевозкой нефтепродуктов от нефтеналивного терминала в Сковородино до сливной эстакады спецморнефтепорта «Козьмино». Для этого предприятия «Уралвагонзавод» должен поставить 8,5 тыс. цистерн.

Открытие южного пролёта покрасочного цеха АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», прошедшее 9 июня, вошло в топ-лист событий 2010 года по версии Минпромторга РФ.

В 2010 году в корпорации был создан центр корпоративного управления (ЦКУ), основной функцией которого является управление предприятиями, входящими в интегрированную структуру ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», а также всеми остальными дочерними и зависимыми обществами.

В 2011 году корпорация установила производственный рекорд — годовой план по выпуску 24 тыс. единиц подвижного состава был выполнен досрочно. В 2011 году корпорация выпустила 25 500 единиц подвижного состава, поставив абсолютный рекорд мира.

Также в 2011 году корпорация выпустила свой миллионный вагон. Сейчас каждый третий вагон на железных дорогах страны выпущен «Уралвагонзаводом».

В 2012 году на УВЗ было поставлено два мировых рекорда — за год выпущено 28 000 вагонов и 120 000 вагонных осей.

Выручка от реализации работ и услуг по консолидированной отчётности УВЗ в 2012 году превысила 125 млрд рублей, а с учетом других зависимых обществ корпорации превысила 200 млрд рублей.

В 2013 году корпорация выпустила 20 500 вагонов. На 2014 год запланировано произвести и реализовать около 22 000 грузовых вагонов всех видов.

17 июля 2014 года министерство финансов США объявило о введении дополнительных санкций против Российской Федерации в связи с ситуацией вокруг Украины. В санкционный список включён «Уралвагонзавод».

Финансовый кризис также негативно повлиял на работу предприятия — по состоянию на апрель 2015 года в вынужденных отпусках находились более 5 тысяч сотрудников. Летом все они вернулись на рабочие места.

8 мая 2015 года Альфа-банк заявил о намерении обратиться в суд с иском о банкротстве предприятия. Тяжба завершилась в октябре 2016 года мировым соглашением.

В 10 Июня 2016 года Альфа-Банк вновь подал иск в Арбитражный суд Свердловский Области о признании организации банкротом ввиду неуплаченного долга в 7.3 млрд руб., в Марте 2017, долг был погашен за счёт средств Газпромбанка (не менее 30% акций по состоянию на 2018 контролируется государством) под государственные гарантии выплаты.

27 декабря 2016 года президент России подписал указ о переводе предприятия госкорпорации Ростех, правительству было поручено осуществить мероприятие за 18 месяцев.

Источник
Добавлено: 23.07.2016
Обновлено: 14.02.2019
Другие бренды
Реклама на brandpedia.ru