Юридический онлайн-сервис «Удобное Право»

White Star Line - история бренда

«Уайт Стар Лайн» (англ. White Star Line) — крупнейшая британская судоходная компания конца XIX — начала XX века.

Основанная в 1845 году, компания занималась морскими перевозками иммигрантов в Австралию. После банкротства в 1867 году «Уайт Стар» приобретает Томас Генри Исмей. С этого времени компания стала специализироваться на трансатлантических перевозках пассажиров и грузов. После смерти Томаса Исмея в 1899 году руководство «Уайт Стар» перешло к его сыну, Джозефу Брюсу Исмею . В 1902 году Исмей вступает в «International Mercantile Marine Company» (рус. Международная Торговая Морская компания), организованный американским финансистом Джоном Пьерпонтом Морганом.

После гибели «Титаника» Исмей уходит в отставку. В 1927 году компания, перешедшая к британскому бизнесмену Оуэну Филлипсу, стала частью «Компании королевских почтовых пароходов» (англ. Royal Mail Steam Packet Company).

Великая депрессия сильно ударила по «Уайт Стар», поэтому в 1934 году компания слилась со своим главным конкурентом — «Кунард Лайн». В 1949 году «Кунард Лайн» полностью поглощает «Уайт Стар». С 2005 года «Кунард» стала подразделением круизной компании «Carnival Corporation & plc». В настоящее время единственным сохранившимся судном «Уайт Стар» является «Номадик», построенный в 1911 году для транспортировки пассажиров на борт «Олимпика» и «Титаника» во время их стоянки в Шербуре.

«Уайт Стар Лайн» была основана в Ливерпуле Генри Трелфоллом Уилсоном и его партнёром Джоном Пилкингтоном. Первым судном во флотилии компании стала «Айова», построенная в 1849 году. С 1852 года «Уайт Стар» стала осуществлять регулярные перевозки эмигрантов из Великобритании в Австралию, где в 1851 года началась золотая лихорадка. К этому времени компания успела построить флотилию парусных клиперов, крупнейшими из которых были «Red Jacket», «Blue Jacket» и «RMS Tayleur». В 1863 году компания приобрела свой первый пароход — «Royal Standard». После гибели 4 апреля 1864 года судна «RMS Tayleur» «Уайт Стар» столкнулась с финансовыми проблемами. Для поправки дел владельцы приняли решение приобрести ещё две линии («Black Ball Line» и «The Eagle Line»), но затея провалилась. К 1867 году долг «Уайт Стар» достиг £527 000 (£34 029 969 на 2013 год) и она оказалась на грани банкротства.

18 января 1868 года остатки активов компании приобрёл за £1 000 Томас Генри Исмей. Он решил сосредоточить деятельность компании на трансатлантических перевозках между Европой и Соединёнными Штатами. Исмей подписал соглашение с «Харланд энд Вольф» на строительство четырёх пароходов (RMS Oceanic, SS Atlantic, SS Baltic и SS Republic), которые помимо парусов должны быть оснащены паровой машиной. Финансовую помощь в этой сделке оказывали финансист Густав Швабе и судостроитель Густав Вильгельм Вульфф. Скоро верфь приступила к выполнению заказа. Все эти суда предназначались для выполнения еженедельных рейсов между Ливерпулем и Нью-Йорком.

После постройки первых кораблей Исмей создаёт «Океанскую пароходную компанию» (англ. Oceanic Steam Navigation Company), которая становится материнской компанией для «Уайт Стар». Но корабли Исмея по прежнему выходили в плавание с флагом «Уайт Стар». К тому времени судоходные компании, стремясь выделить свои корабли, присваивали им имена с одинаковым окончанием. С 1871 года имена кораблей «Уайт Стар» заканчивались на «-ик». Другими отличительными чертами судов компании были жёлтые трубы с чёрной верхушкой и жёлтая полоска по всей длине корпуса.

Первые потери компания понесла в 1873 году, когда «RMS Atlantic» затонул у берегов Галифакса, Новая Шотландия. По пути из Ливерпуля в Нью-Йорк судно попало в сильный шторм, замедливший его движение. Через несколько дней, израсходовав значительную часть угля, капитан Джеймс Уильямс приказал повернуть к Галифаксу. Но в 5 км от порта судно напоролось на скалы и затонуло. В результате крушения погибло 535 человек. В ходе расследования, проведённого министерством торговли Великобритании, виновным был признан экипаж.

К концу XIX века самыми быстроходными кораблями, сумевшими завоевать Голубую ленту Атлантики, были «SS Britannic (I)», «SS Germanic», «SS Teutonic» и «SS Majestic (I)». В 1899 году в строй был введён «RMS Oceanic (II)», до 1901 года остававшийся самым большим пароходом в мире, хотя по тоннажу он уступал «Грейт Истерну». К этому времени Уайт Стар больше внимания уделяла не скорости, а комфортности и экономичности.

Со смертью Томаса Исмея в 1899 году руководство «Уайт Стар» переходит к его сыну Джозефу Брюсу Исмею. Между 1901 и 1907 годами по заказу «Уайт Стар» на верфи строятся корабли серии «Большая четвёрка» (англ. Big Four): «RMS Celtic», «RMS Cedric», «RMS Baltic» и «RMS Adriatic». Каждый из этих судов имел тоннаж не менее 20 000 тонн, мог вместить 400 пассажиров в первом и втором классе и более 2000 в третьем классе.

В 1902 году «Океанская пароходная компания» была приобретена банкиром Джоном Пирпонтом Морганом, основателем «Международного треста торгового флота» (англ. International Mercantile Marine Co.) или ИММ (англ. IMM). В 1904 году Брюс Исмей становится председателем ИММ, оставаясь на этом посту до своей отставки в 1912 году. Главой верфи «Харланд энд Вольф» был избран лорд Пирри. К этому времени пассажиропоток «Уайт Стар» составлял 29 833 человек, что было на 3 000 больше, чем у его конкурента Кунард Лайн.

В 1907 году Брюс Исмей и лорд Пирри приняли решение о строительстве трёх лайнеров класса «Олимпик»: «Олимпик», «Титаник» и «Гигантик» (третий лайнер был переименован в «Британник» после гибели «Титаника»). Эти суда должны были стать достойными конкурентами «гончими океана» — лайнерам «Лузитания» и «Мавритания», принадлежавшим «Кунард Лайн». Лайнеры данного класса были ориентированы на высокий уровень комфорта и роскоши, а не скорости. Также «Уайт Стар» большое внимание уделяла безопасности, что делало компанию популярной среди пассажиров. Например, когда в 1909 году «RMS Republic», принадлежавший «Уайт Стар», столкнулся с лайнером «Florida», то благодаря закрытию водонепроницаемых переборок он оставался на плаву в течение 48 часов. Из-за столкновения погибло два человека, остальные пассажиры и члены команды были благополучно эвакуированы.

Первым лайнером, спущенным на воду был «Олимпик». Свой первый рейс лайнер совершил в 1911 году. Гибель «Титаника», второго из лайнеров, сильно ударила по репутации компании, не говоря о финансовых потерях. Ситуация усугубилась отставкой Исмея в 1912 году, и смертью Моргана годом позже. Катастрофа показала, что правила безопасности для судов безнадежно устарели. Вскоре команда «Олимпика» взбунтовалась, требуя установки достаточного количества спасательных шлюпок. В 1913 году он вернулся в строй. Несмотря на катастрофу, в том же 1913 году услугами «Уайт Стар» воспользовались 191 838 человек.

С наступлением Первой мировой войны суда «Уайт Стар» были реквизированы для военных нужд. Часть из них была преобразована в транспортные или госпитальные суда (например «Олимпик» или «RMS Baltic»), остальные во вспомогательные крейсера («SS Teutonic»). В 1916 году третий лайнер класса «Олимпик», «Британник», переоборудованный в плавучий госпиталь, был торпедирован немецкой подлодкой у острова Кея, Греция. В ходе войны компания также потеряла «SS Laurentic» и «RMS Oceanic».

После войны в качестве компенсации «Уайт Стар» были переданы два бывших немецких трансатлантических лайнера «Бисмарк» и «SS Columbus», которые совершали рейсы между Саутгемптоном и Нью-Йорком до начала Великой депрессии. В 1927 году «Уайт Стар» была отделена от ИММ и продана за 35 миллионов долларов бизнесмену Оуэну Филлипсу, возглавлявшему «Компанию королевских почтовых пароходов». В то время эта судоходная компания была одной из крупнейших в мире.

Финансовый кризис 1929 года коснулся как и «White Star Line», так и «Cunard Line». «Кунард» была вынуждена в 1931 году прекратить строительство «RMS Queen Mary», а «Уайт Стар» отменило строительство «RMS Oceanic (III)» в пользу «RMS Britannic» и «MV Georgic». В 1931 году Оуэн Филлипс был обвинён в уклонении от уплаты налогов и заключён в тюрьму, а его компания ликвидирована. Спустя два года, 30 декабря 1933 года, компании «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» подписали соглашение о слиянии. В 1934 году акт о слиянии был одобрен парламентом, и 10 мая того же года была создана «Кунард Уайт Стар Лайн». При заключении договора «Кунард» получила 62% пакета акций. Первым лайнером новой компании стала достроенная «Queen Mary». Но количество человек, пересёкших Атлантику, заметно снизилось: если в 1930 году их было около 1 миллиона человек, то к 1934 году только 460 000. «Олимпик» в 1920 году в среднем за рейс провозил 950 человек, а к 1934 году этот показатель уменьшился до 233 человек.

В 1947 году «Кунард» приобрела оставшиеся 38% активов компании, и с 31 декабря 1949 года «Кунард Уайт Стар Лайн» была переименована в «Cunard Line». С момента слияния компаний в 1934 году суда выходили в море под сдвоенным штандартом компаний. Последним лайнером «Уайт Стар», отправленным на слом в 1960 году, стал «MV Britannic». С этого момента компания прекратила своё существование.

Источник: ru.wikipedia.org
Добавлено: 28.09.2016

Другие бренды на W
типовые проекты деревянных домов
Реклама на brandpedia.ru