Airbus

Airbus - история бренда

Airbus SE (Эирбас) — одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная в конце 1960-х годов путём слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Производит пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты под маркой Airbus. Штаб-квартира располагается в Бланьяке, пригороде Тулузы, Франция. Компания на 100% принадлежит одноименной промышленной группе, она производит более 50% авиалайнеров в мире и является основным конкурентом компании Boeing.

После Второй мировой войны в мировой аэрокосмической промышленности доминируют Соединенные Штаты. Douglas, Boeing и Lockheed за время войны разработали множество моделей самолетов, которые затем модифицировали под гражданские нужды (DC-6, Boeing 377, Constellation и т.д.). Появление турбореактивных двигателей знаменует собой начало эры реактивных самолетов, а новейшие самолеты (DC-8, Boeing 707, Boeing 720) доминируют на рынке авиаперевозок. В Европе инфраструктура авиационной промышленности была частично разрушены во время войны, но производство быстро возобновилось, и первые самолёты, оснащенные турбореактивными двигателями (Caravelle of Sud-Aviation, Trident of Hawker-Siddeley, VC10 Vickers, BAC 1-11 British Aircraft Corporation и т. д.) были выпущены в 1950-х годах, однако они не достигли того же успеха, что и их американские конкуренты и не могли проникнуть на рынок США.

В 1960-х годах массовый воздушный транспорт находился на подъеме. На Парижском авиасалоне в 1965 году крупнейшие европейские авиакомпании проводят неофициальные дискуссии о своих потребностях в самолётах на короткие и средние расстояния, чтобы отреагировать на рост перевозок. Американские производители начинают разработку широкофюзеляжных самолетов (Lockheed L-1011, Boeing 747 и т. д.), в то время как Европе нужны лайнеры, приспособленные к перелётам на короткие дистанции. Некий вариант междугороднего авиа-автобуса - Airbus.

Многие компании начинают разработку собственных самолетов для европейского рынка: проект Galion французской компании Sud-Aviation, лайнер BAC 1-11 компании British Aircraft Corporation, проект Trident от британской компании Hawker-Siddeley и т.д. Немецкие промышленники, видя возможность увеличить свое производство, также создают исследовательскую группу из пяти компаний (Dornier, Hamburger Flugzeugbau, Messerschmitt-Bölkow, Siebelwerke-ATG и VFW). Эта группа, названная Airbus Studiengruppe, изучала возможность международного сотрудничества. Затем British European Airways объединила восемь европейских авиакомпаний в октябре 1965 года во время симпозиума, посвященному рынку Airbus. На нем был показан франко-британский проект, рассчитанный на 200–225 пассажиров с дальностью полета 810 морских миль, стоимость которого была на 20–30% меньше, чем у американских конкурентов.

В 1965 году немцы преобразовали свою исследовательскую группу в более организованную и скоординированную структуру - Arbeitsgemeinschaft Airbus, которая была нацелена на разработку большого четырёхдвигательного самолёта в сотрудничестве с другими европейскими партнерами.

В начале 1966 года французские авиастроительные компании Sud-Aviation и Dassault также обсудили проект двухдвигательного реактивного самолёта. Видя повышенный интерес отрасли, правительства Германии, Великобритании и Франции соглашаются создать единую компанию. От Германии в неё вошла Arbeitsgemeinschaft Airbus, от Великобритании - Hawker-Siddeley и от Франции - Sud-Aviation. 15 октября 1966 года был подготовлен и направлен трем правительствам запрос о финансировании. Разрабатываемый самолёт получает название Впервые проект представлен под названием Airbus A300.

В начале 1967 года размер A300 был существенно пересмотрен в сторону увеличения. Французы и британцы соглашаются передать управление исследованиями и разработкой Франции, при условии, что Rolls-Royce будет является поставщиком двигателей для новых самолетов.

В мае 1967 года был представлен более сложный проект, рассчитанный на 300 пассажиров, стоимость научных исследований и разработок оценивалась в 190 миллионов фунтов, 37,5% которых представила Великобритания, 37,5% - Франция и 25% - Германия.

25 июля 1967 года был подписан проект соглашения для «укрепления европейского сотрудничества в области аэрокосмических технологий». В сентябре 1967 года в Лондоне был подписан меморандум о взаимопонимании по запуску первого этапа проекта А300.

В течение нескольких месяцев после подписания меморандума правительства Франции и Великобритании выражают сомнения в целесообразности проекта. Авиакомпании не желают размещать заказы на A300, который они считают слишком большим. По состоянию на июнь 1968 года не было размещено ни одного заказа но новый A300. Растет и общая стоимость проекта и это сильно беспокоит власти Франции и Великобритании. Франция параллельно должна финансировать два крупных проекта (Concorde и Dassault Mercure 100), но, тем не менее, видит в A300 возможность обеспечить работу 30 000 сотрудников, в основном французов. Соединенное Королевство, также участвующее в финансировании разработки Concorde, начинает сомневаться, стоит ли дальше тратить средства на новые разработки. Кроме того стало известно, что Rolls-Royce и Lockheed подписали эксклюзивное соглашение на поставку двигателей RB211, которые ранее планировалось использовать на новых A300.

Получив эту информацию в 1968 году, французский инженер Роджер Бетейл решил адаптировать проект к имеющимся двигателям. В результате было предложено новое решение - A250, которое практически сразу было переименовано в A300B. Размеры этого самолёта были немного меньше, чем у изначальной модели A300.

В декабре 1968 года британский министр технологий Тони Бенн объявил, что Великобритания не может взять на себя финансовое участие в проекте и может отказаться от поддержки консорциума. В 1969 году Великобритания наконец решает отказаться от своего участия в проекте.

После выхода из проекта Соединенного Королевства, Западная Германия предлагает расширить свое участие консорциуме и увеличить свою долю в проекте до 50%. Франция и Германия подписали соглашение о сотрудничестве на Парижском авиасалоне в 1969 году с целью создания 226-местного реактивного самолета A300B. Компания General Electric в сотрудничестве с компанией Snecma теперь отвечали за поставку двигателей - CFM56.

Несмотря на отказ правительства Великобритании финансировать проект Airbus, Арнольд Холл, директор британской компании Hawker-Siddeley, уже инвестировал 35 миллионов фунтов стерлингов в разработку и изготовление крыльев для нового самолёта. Он решил объединить усилия с компаниями Sud-Aviation и Deutsche Airbus только для проекта A300B.

1 января 1970 года Sud-Aviation и Nord-Aviation объединяются в аэрокосмический гигант - компанию Aerospatiale.

18 декабря 1970 года компании Aerospatiale и Deutsche Airbus создают компанию Airbus Industrie. Головной офис новой организации находится в Париже, Франц-Йозеф Штраус назначен председателем наблюдательного совета.

Испанский производитель Construcciones Aeronáuticas Sociedad Anónima (CASA) присоединился к Airbus Industrie и приобрел 4,2% акций в новой компании, доли Aerospatiale и Deutsche Airbus снизились до 47,9% у каждой.

3 сентября 1970 года Air France размещает заказ на 6 самолётов A300B2 (одна из модификаций A300), вмещающей 270 пассажиров. Это был первый коммерческий заказ для Airbus.

28 октября 1972 года, на месяц раньше запланированного срока, первый Airbus поднялся в воздух. Это был A300B1 (одна из модификаций A300).


A300 в ливрее Air France (1974 год)

15 апреля 1974 года авиакомпания Air France совершила первый в истории Airbus коммерческий рейс. Самолёт A300 полетел из Лондона в Париж.

Чтобы рекламировать A300 и попытаться проникнуть на американский рынок, в сентябре 1973 года Airbus решила начать шестинедельный тур по Северной и Южной Америке. Сам тур прошел с большим успехом, а вот продвижение A300 на американский рынок шло крайне неудачно. Фактически, в период с 1975 года по 1977 годы американские компании не заказали ни одного самолёта у Airbus.

В январе 1977 года первая американская компания - Western Airlines заказала у Airbus 8 лайнеров A300B4 для замены устаревших Boeing 707 и Boeing 720.

В июле 1978 года Airbus начинает разработку новой модели самолёта. Вместительность A300 в значительной степени была рассчитана с учетом пожеланий компании Air France, однако для большинства компаний этот самолет был слишком большим, многие не могли заполнять эти самолеты полностью. Чтобы сэкономить на разработке, за основу для новой модели A300B10MC взяли предыдущую модель A300B. Было решено укоротить фюзеляж A300B, чтобы вместить 220 пассажиров. Но у такого решения был большой недостаток: слишком большие крылья и тяжелые шасси от прошлой модели, что привело бы к чрезмерному потреблению керосина.

Многочисленные консультации между различными участниками проекта следуют друг за другом и позволяют уточнить характеристики будущего A310. Если характеристики первой модели были продиктованы скорее политическими мотивами, то теперь компания Airbus сосредоточится на технических и коммерческих нюансах.

Первая модель A310 была показана на авиасалоне в Ганновере в апреле 1978 года. В начале 1979 года Lufthansa, Swissair, KLM, Air France и Iberia числились среди заказчиков модели самолёта A310.

Усилия по проектированию A310 позволяют британской компании British Aerospace (BAe) восстановить свою роль в европейской авиационной промышленности, поскольку для A310 необходимо создать новые крылья. BAe является национальным конгломератом, созданным британским правительством в 1970-х годах.

27 октября 1978 года было подписано соглашение между компаниями Airbus и BAe. В этот же день правительства Франции, Германии, Испании и Великобритании ратифицировали это соглашение и Великобритания официально вернулась в проект Airbus. Доли в компании распределились следующим образом: у Франции и Германии было по 37,9%, у Великобритании было 20% и 4,2% у Испании.

3 апреля 1982 года прототип A310 совершил свой первый полет.

29 марта 1983 года первые самолеты A310, оснащенные двигателями General Electric CF6-80A3 и Pratt & Whitney JT9D-7R4D1, были поставлены в Lufthansa и Swissair.

Спад в начале 1980-х годов привел к сокращению заказов и прекращению производства модели A300B в 1984 году.

Airbus предлагает модернизированную версия A300, A300-600, которая включает в себя некоторые технологические инновации от модели A310: удаление бортинженера и кабину только с двумя пилотами. Используя преимущество A310, было добавлено больше мест, в то время как максимальный взлетный вес был увеличен, сначала до 165 тонн (A300B4-600), затем до 170,5 тонн (A300B4-600R). Модель A300-600 была более успешна, чем A310.

В июне 1981 года было объявлено о старте программы A320. В то время рынок начинает проявлять интерес к сегменту самолетов среднего класса на 150 мест. Исследование, проведенное по заказу Airbus, показало, что емкость рынка для будущей модели A320 может составить около 3000 самолетов за 10 лет.

На Парижском авиасалоне Air France заявляет о своем намерении приобрести 25 самолетов A320, даже до официального запуска программы. Новый самолет Airbus должен был быть похож по размеру на Boeing 737, но должен был предлагать различные версии грузоподъемности. После нефтяного кризиса 1970 года Airbus хотела уменьшить потребление топлива на своих A320.

2 марта 1984 года была запущена программа A320. К тому времени на него уже разместили 80 заказов пять авиакомпаний.

В 1988 году Airbus выпустила A320, первый гражданский самолёт с цифровым управлением полетом, полностью управляемый компьютерами. Успех A320 был еще более очевидным, когда Airbus, конкурируя с Boeing, выиграла важный заказ от американской компании PanAm.

Первый A320 был представлен публике в Тулузе во время роскошной церемонии в февраль 1987 года.

В марте 1988 года первый самолет A320 был доставлен компании Air France, а 18 апреля 1988 года он совершил первый коммерческий полёт.

Учитывая успех A320, в ноябре 1989 года Airbus запустил проект удлиненной версии на 186 посадочных мест - A321.


Airbus A320-211

В течение 1990-х годов семейство самолетов Airbus диверсифицировалось благодаря параллельному запуску дальнемагистральных самолетов A330/A340 и расширению семейства A320.

После успеха самолета средней дальности A320, Airbus обратила взор рынок дальнемагистральных самолетов. Были возобновлены два старых проекта, начатых 1970-х годах: TA9 и TA11.

Программа TA9 переименована в A330, а программа TA11 переименована в A340, и, чтобы сократить расходы, разработка A330 и A340 ведется параллельно, и оба самолета имеют много общих технологий. Салон идентичен, кабина взята из программы A320. Помимо упрощения разработки и производства, это позволяет авиакомпаниям обучать пилотов только на одном типе самолета.

5 июня 1987 года, во время Парижского авиасалона, программа A330/A340 была официально представлена Жаном Пирсоном, тогдашним главой Airbus. К тому моменту компания Lufthansa объявила о намерении приобрести пятнадцать самолётов A340s.

14 декабря 1989 года Air Inter стал первым заказчиком A330 и сделал твердый заказ на четырнадцать самолетов.

A340 совершил первый коммерческий перелет из Франкфурта в Нью-Йорк 15 марта 1993 года. A330 совершил первый коммерческий полет в цветах компании Air Inter 17 января 1994 года из Парижа в Марсель.

Поскольку мировая экономика быстро восстанавливается после рецессии начала 1990-х годов, заказы на самолеты снова начинают расти. Крупные производители аэрокосмической продукции должны увеличить объемы производства, чтобы удовлетворить спрос компаний-заказчиков, но структура консорциума Airbus является тормозом для этого развития и роста. Управление Airbus является сложным, потому что оно разделено на четыре страны и приводит к высоким затратам на рабочую силу, длительному времени принятия решений, сокращению научных исследований и национальному соперничеству. Кроме того, каждая из национальных компаний несет ответственность за свои инвестиции и управление персоналом, а Airbus Industrie не контролирует общее управление консорциумом.

Еще в 1996 году, чтобы упростить структуру, сократить расходы и сохранить конкурентоспособность с Boeing, наблюдательный совет Airbus Industrie объявил о своем намерении реструктурировать консорциум, чтобы сделать его единой компанией. Интеграция в одну компанию помогла бы сэкономить 1 миллиард долларов в год.

Министры промышленности стран, участвующих в Airbus, угрожают прекратить свою поддержку, если Airbus не превратится в интегрированное предприятие.

В 2001 году, после консолидации европейской аэрокосмической промышленности, Aerospatiale, DASA и CASA объединились в EADS и объединили свои усилия с BAe Systems, чтобы сформировать интегрированную компанию Airbus, 80% которой принадлежит EADS и 20% BAE. Штаб-квартира новой компании расположилась в Тулузе, а ее первым президентом стал Ноэль Форджард.

В сентябре 2006 года EADS приобретает у British Aerospace 20% акций Airbus. В конце января 2007 года в СМИ появились сообщения о том, что Россия ведет переговоры о покупке 20% акций Airbus.

Модель A380 происходит от проекта, который восходит к 1980-м годам, когда Airbus планировала заняться рынком супер-гигантов и сломать монополию Boeing 747. Первые эскизы самолета, способного перевозить более 800 пассажиров, были сделаны в 1988 году, но Airbus официально не запускала свой проект до конца 1995 года, назвав его Airbus A3XX.

19 декабря 2000 года наблюдательный совет Airbus официально запускает программу A3XX, переименовав проект в A380. К тому моменту шесть авиакомпаний разместили заказы на будущий самолёт A380.

В начале 2001 года конфигурация A380 была окончательно утверждена. 23 января 2002 года началось производство первых элементов крыла.

Официальная презентация A380 состоялась 18 января 2005 года, а 27 апреля 2005 года состоялся первый полет нового лайнера-гиганта. Для двухлетнего этапа испытаний был построены пять A380.

Программа A380 сталкивается со многими проблемами и ее коммерческий запуск откладывается три раза.


Airbus A380

18-месячная задержка имеет много финансовых последствий для Airbus, приводит к дополнительным затратам на программу в 4,8 млрд евро и повышает порог прибыльности A380 из 250 самолётов при запуске программы до 270 в 2001 году, затем 300 в марте 2006 года и, наконец, 420 в октябре 2006 года.

Когда Boeing объявляет о запуске программы 787 в 2003 году, Airbus не реагирует и говорит, что это просто ответ на его A330. Но перед лицом давления со стороны авиакомпаний, Airbus начинает задумываться о конкурирующем проекте, и в сентябре 2004 года в компании дают понять, что Airbus намерен запустить программу A350.

В октябре 2004 года, хотя проект еще не был официально запущен, он объявил, что инвестиционный бюджет составит два-три миллиарда долларов и что первый полет может состояться в середине 2008 года. A350 будет основан на модели A330-500, но с новыми двигателями и новыми крыльями.

10 декабря 2004 года Airbus получает одобрение от двух своих акционеров компаний EADS и BAE Systems и начинает переговоры с авиакомпаниями. Наблюдательный совет дал положительное заключение в июне 2005 года и проект был официально запущен 6 октября 2005 года. Эта модель, однако, очень близка к A330, и может оказаться прямым конкурентом и даже помешать производству A340.

Airbus решает пересмотреть дизайн A350 и предлагает новую версию 17 июля 2006 года на авиасалоне в Фарнборо. Названный A350 XWB, он имеет гораздо больший фюзеляж, использует больше композитных материалов и выступает в роли прямого конкурента Boeing 777. Бюджет разработки составляет от 3,5 до 9, 5 миллиардов евро. Новая модель, способная перевозить до 350 пассажиров на расстояние свыше 18 000 километров, пользуется большим успехом у компаний. Airbus начал производство первых сборочных узлов A350 в декабре 2009 года, а окончательная сборка первого самолета, предназначенного для испытаний, началась 12 апреля 2012 года. Первый испытательный полет состоялся 14 июня 2013 года.

В январе 2011 года Airbus предлагает модернизированную версию A320 - A320neo, который планируют запустить в производство в 2015 году. По данным Airbus, A320neo будет потреблять на 15% меньше керосина по сравнению с A320.

17 августа 2015 года индийский лоукостер, компания IndiGo, подтвердил заказ еще на 250 A320neo на сумму 28 миллиардов евро.

14 сентября 2015 года Airbus открывает в Мобиле (штат Алабама) свою первую сборочную площадку в США.

29 сентября 2016 года объявляется о слиянии между Airbus и Airbus Group. Томас Эндерс будет генеральным директором новой группы.

14 октября 2016 года Airbus поставляет свой 10000-й самолет - A350 для авиакомпании Singapore Airlines.

15 ноября 2017 года индийский лоукостер IndiGo купил 430 самолетов типа Airbus A320 NEO на сумму 42 миллиарда евро. Это крупнейший заказ за всю историю.

В феврале 2019 года компания Airbus заявила, что планирует прекратить производство самолетов A380. В компании объяснили, что решение связано с отсутствием спроса. Так, Emirates, крупнейший покупатель этих самолетов, сократила число заказов на A380 на 39 штук. Теперь Airbus осталось поставить авиакомпании 14 лайнеров к 2021 году.

Добавлено: 5.03.2019
Другие бренды
Шедевры рекламы. Это нужно видеть.
Купить приточно-вытяжные зонты.
Реклама на brandpedia.ru