История брендов
Логотип Москвич

Москвич

Москвич - советский, а затем российский автомобильный завод, который в разное время выпускал автомобили под марками «КИМ», «Москвич», «Renault».

История завода началась в ноябре 1930 года, когда стартовала сборка легковых и грузовых машин Ford. В декабре 1930 года Всесоюзное автотракторное объединение постановило присвоить заводу название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи» (КИМ).

Изначально, до 1933 года, на заводе выпускались автомобили Ford A и Ford AA из американских комплектующих. В 1933, став филиалом ГАЗ, завод начал сборку автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА уже из советских комплектующих.

В 1939 году завод получил название «Московский автомобильный завод имени КИМ».

В 1940 году на заводе стартовал выпуск модели КИМ-10. Параллельно были разработаны  модификации КИМ-10-51 фаэтон и КИМ-10-52 — четырёхдверный седан.

Когда началась Великая Отечественная война, завод перешел на выпуск военной продукции.

В мае 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление о начале строительства завода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич». Предприятие было переименовано в «Завод малолитражных автомобилей» (ЗМА), позднее — «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).

В 1947 году стартовал серийный выпуск автомобилей  «Москвич-400». Основой для этой модели послужил немецкий автомобиль Opel Kadett 1938 года. При производстве «Москвич-400» использовалось, в том числе, трофейное оборудование.


Москвич-400

В 1948 году было начато производство полудеревянного фургона, а в 1949 году - кабриолета на базе «Москвич-400».

В 1954 году была выпущена модернизированная модель - «Москвич-401».

В 1956 году стартовал выпуск модели «Москвич-402», а в июле 1958 года была представлена модернизированная версия этой модели - «Москвич-407». На этих автомобилях в 1958 году заводская команда начала выступать на международных спортивных трассах.

Кроме седанов, на заводе серийно выпускались модификации с кузовами «универсал» и «фургон», а также — полноприводная версия «Москвич-410».


Москвич-410

В конце 1950-ых на заводе создали и провели испытания двух серий внедорожных автомобилей «Москвич-415».

В августе-сентябре 1964 года началось производство модели «Москвич-408». С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил «Москвич-412».

В 1966 году, во время визита президента Франции Шарля де Голля в СССР, было подписано соглашение между автопроизводителями Renault и «Москвич».

В октябре 1967 года стартовало производство модели «Москвич-412». Первоначально он являлся версией автомобиля «Москвич-408» с более мощным двигателем.

В мае 1967 года с конвейера завода сошёл миллионный автомобиль «Москвич», им стал «Москвич-408».

В 1968 году началась реконструкция МЗМА. Были введены в строй полностью новые производственные ветки конвейеров, работающие по технологии, лицензированной у фирмы Renault. В это же время был введён в строй и завод в Ижевске, также использовавший технологии Renault.

В октябре 1968 года завод был переименован в «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК).

В декабре 1969 года модели «Москвич-408» и «Москвич-412» получили прямоугольные фары вместо круглых спереди и горизонтальные, а не вертикальные, фонари сзади.

В 1971 году реконструкция завода была завершена. Был введён в строй новый главный корпус площадью 228 тысяч м. Также была открыта промплощадка № 2 в Текстильщиках.

В сентябре 1973 года филиал АЗЛК открылся в городе Кинешма Ивановской области.

В 1974 году с конвейера завода сошёл двухмиллионный автомобиль - «Москвич-412».

Осенью 1976 года на завод пришла команда управленцем из ЗИЛа. На заводе не было новых и готовых к производству моделей, поэтому новое руководство решило найти готовую иностранную модель с отработанной технологией производства. Однако, эти поиски не увенчались успехом.

К 1976 году на заводе была разработана модель серии «С-1» (один демонстрационный образец и две рабочих машины для испытаний), однако её дизайн был признан не готовым к производству.


«Москвич С-1»

Также была создана модель с более скромным экстерьером - «Москвич С-3», которую даже называли предсерийной, однако этот автомобиль был также признан неудачным.


«Москвич С-3»

К этому времени на заводе пришли к решению, что новая модель «Москвича» должна быть переднеприводной. В 1977 году руководство завода поддержало эту инициативу и была разработана компоновка новой машины. Её представили на рассмотрение министру автомобильной промышленности Виктору Полякову и получили полную поддержку.

Переход на переднеприводную схему означал еще бо́льшую задержку обновления модельного ряда АЗЛК. На цикл разработки «с нуля» модели, построенной по незнакомой заводу схеме, которая требовала огромного объёма исследовательской и конструкторской работы, требовалось много времени.

В итоге эта работа заняла около 10 лет. Для ускорения процесса на заводе решили взять за основу иностранный автомобиль - франко-американский Simca 1308.


Simca 1308 - прообраз модели «Москвич-2141»

В 1986 году завод АЗЛК начал выпуск новой модели с кузовом типа «хэтчбэк» - «Москвич-2141».

В начале 1990-х годов АЗЛК всё ещё оставался одним из крупнейших автомобилестроительных советских предприятий. В краткосрочной перспективе готовился к серийному производству седан «Москвич-2142».

С 1997 по 2001 годы на заводе выпускалась модернизированная версия модели «Москвич-2141» - «Святогор». Она хоть и была улучшена по ряду наиболее проблемных узлов, которые заменили на иностранные, к началу 2000-х годов уже морально устарела.

Производство «Святогора» было убыточным. Затраты на рубль выпущенной «Москвичом» продукции в конце 1990-х годов дошли примерно до 136 копеек. Разница в 36 копеек на рубль компенсировалась из городского бюджета Москвы.

Осенью 2001 года сборка автомобилей, а с 2002 года и производство запчастей на заводе ОАО «Москвич» было остановлено. В 2003 году на заводе была запущена процедура банкротства,юридически завод был признан банкротом 28 февраля 2006 года, а 5 декабря 2006 года состоялся аукцион по продаже имущества завода.
В 2005 году компания «Рено Россия» начала отверточную, а затем и углублённую сборку легковых автомобилей Renault Logan. Производство было налажено на территории недостроенного цеха двигателей АЗЛК, который Renault выкупила еще в 1998 году.

В декабре 2006 года территория и имущество завода были проданы на аукционе. Кузнечно-прессовое оборудование было отправлено в Китай, Индию, Турцию и Иран.

К 2007 году ОАО «Москвич» полностью прекратило своё существование.

В сентябре 2010 года ОАО «Москвич» после продажи имущества было официально ликвидировано. Владельцем товарных знаков завода с эмблемой «Москвич» с 2009 года стала немецкая компания Volkswagen AG, переведя автомобильный бренд «Москвич» в разряд «спящих». В 2011 году Volkswagen продлила свои права на владение товарным знаком «Москвич» до 2021 года.

31 марта 2014 года на главном фасаде завода по адресу Волгоградский проспект, д. 40 полностью демонтированы буквы «Москвич».

23 марта 2022 года в связи с введением санкций, производство автомобилей Renault на заводе было прекращено.

16 мая 2022 года в СМИ сообщили, что российские активы группы Renault переходят в государственную собственность. 100 процентами акций ЗАО «Рено Россия» будет владеть правительство Москвы. В этот же день мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал возрождение производства автомобилей под брендом «Москвич».

Добавлено: 22.05.2022
Другие бренды