Вобар - новости в фотографиях

DELL COMPUTER CORPORATION - история бренда

Майкл Делл первым начал собирать компьютеры под конкретного заказчика, сделав их поистине персональными. Это позволило его компании стать мировым лидером, а самому Деллу – одним из самых состоятельных людей планеты.

Деловой мальчуган

К бизнесу Майкл Делл приобщился с малолетства, и первый толчок дали, сами того не подозревая, его родители. Отец будущего миллиардера работал стоматологом, а мать – финансовым советником. В 1970 году, когда в стране разразился нефтяной кризис, в доме Деллов в Хьюстоне разговор постоянно шел о деньгах. Родители не обращали внимания на пятилетнего сына, полагая, что тот вряд ли прислушивается к таким скучным словам, как индекс инфляции, учетные ставки, розничные цены и тому подобное. Однако их сынок слушал – и внимательно. Уже в восьмилетнем возрасте Делл начал первый бизнес, наладил на своей улице розничную торговлю леденцами. От клиентов – соседских ребятишек – не было отбоя. Через год он наткнулся в журнале на отрывной талон-приглашение на учебу в одном из техасских колледжей. Делл тоже решил попробовать и выслал заполненную открытку по указанному адресу. Каково же было его изумление, когда спустя несколько недель к ним явилась университетская «вербовщица» с подробной анкетой и сведениями для поступления в вуз. Но еще больше изумилась гостья, увидав перед собой потенциального студента – третьеклассника. «Дамочка потеряла дар речи, – вспоминал Делл, – зато я открыл для себя истину: необязательно знать клиента в лицо, чтобы заставить покупать твой товар».

В старших классах Делл наладил уже вполне серьезный бизнес – самодеятельную филателистическую биржу, заработав на первые марки мытьем посуды в китайском ресторане. Тогда Делл задался вопросом: зачем переплачивать посредникам – продавцам марок, когда можно напрямую связывать филателистов, желающих что-то продать и купить?

Он упросил сверстников дать ему свои марки на «консигнацию», как бы сказали сегодня, сам же Делл таких слов еще не знал, а затем поместил объявление о продаже марок от имени фирмы Dell’s Stamps в филателистическом журнале, настучав текст одним пальцем на отцовской пишущей машинке. Шутя заработав $2000, юный коммерсант усвоил свой первый и главный урок в бизнесе, ставший основой его последующего невероятного взлета: избегай посредников.

На доходы, полученные от торговли марками, Делл купил себе первый компьютер Apple II – в то время единственную модель «персоналки». Любознательный и предприимчивый подросток первым делом разобрал покупку до винтика, чуть не доведя родителей до инфаркта – они подумали, что сынок разломал дорогостоящую покупку! Разобравшись в компьютерных внутренностях, Делл быстро разработал алгоритм апгрейда, после чего наладил торговлю модернизированными компьютерами среди одноклассников.

В 16 лет он смог заработать уже не на один компьютер. Летом Делл устроился подработать в редакцию далласской газеты, и молодого «сдельщика» бросили на самую безнадежную во время отпусков работу – искать новых подписчиков по телефону. Однако прирожденный бизнесмен быстро оптимизировал свой труд. Вместо того чтобы наугад обзванивать всех подряд, он в результате блиц-опроса выяснил, что новых клиентов перспективнее всего искать в двух социальных группах: среди молодоженов и тех, кто недавно переехал в Даллас. Следующий шаг напрашивался сам собой – раздобыть на почте адреса всех, кто в последнее время получал по почте свидетельство о браке, и им в первую очередь выслать подписные квитанции.

Благодаря смекалке Делла редакция за месяц обзавелась тысячами новых подписчиков, а сам он заработал огромные для его возраста деньги – $18 тыс. На них были куплены автомобиль, стереосистема и все, что составляет счастье 16-летнего подростка. Но самое главное – компьютеры и комплектующие. Бизнес не должен был простаивать!


Студенческая корпорация

Поступив в Университет штата Техас в Остине, Делл практически весь первый курс просидел не в аудиториях, а в общежитии, где была налажена бойкая сборка и торговля компьютерным «железом».

Он быстро разглядел слабые стороны тогдашней торговли компьютерами – дилеры не утруждали себя поиском нестандартных решений, а просто закупали готовый товар у производителей или дистрибьюторов и перепродавали его с наценкой. «Если бы вы заглянули внутрь персонального компьютера ценой $2000, то обнаружили бы там начинки в лучшем случае долларов на шестьсот!» – вспоминал Делл. О сроках поставки и говорить нечего – доставка компьютера затягивалась на многие месяцы, и покупатель получал отнюдь не последнюю модель. Техника же прогрессировала не по дням, а по часам.

Оживленная торговая точка в общежитии не вызвала энтузиазма у администрации университета. И когда Делл решил завязать с учебой и покинуть alma mater без диплома, никто его не отговаривал. В мае 1984 года, собрав стартовую сумму в $1000, он зарегистрировал собственную фирму – Dell Computer Corporation. Как пишет один из его биографов, на эту тысячу баксов можно было:

  1. устроить пьянку, которой мир не знал со времен победы американской революции;
  2. купить подержанный «Форд»;
  3. создать фирму по продаже компьютерного «железа».

Делл выбрал третий вариант.

Но одно дело – торговать компьютерами в кампусе, где все всех знают, и совсем другое – по всей стране. Новоявленному бизнесмену пришлось задуматься, как достучаться до сердца и, главное, кошелька массового покупателя. Предстояло выяснить, какой именно компьютер ему нужен. Делл нашел решение – половину столов в его офисе занимали телефонистки, собиравшие заказы, а на второй половине столов по этим заказам собирали компьютеры.

Так возникла революционная схема бизнеса Дела – продажа компьютера, собранного по заданной спецификации будущего покупателя. Компания приступала к сборке компьютера только после поступления заказа. Торговые затраты снижались (любая крупная компания неизбежно сталкивается с большим процентом возврата – нераспроданной или морально устаревшей продукции), соответственно, снижалась и цена. Важнейшим элементом в схеме Делла стал прямой контакт с потребителем, что обеспечивало ценную и при этом совершенно бесплатную информацию о привычках и предпочтениях покупателей.

Спросите у покупателя!

В своей книге-бестселлере, названной «От Dell без посредников», опубликованной в 1999 году, автор так описывает суть своего метода: «С раннего возраста меня возбуждала идея исключения любых промежуточных шагов и всех и всяческих посредников. Раньше никому в голову не приходило спрашивать покупателя, что ему нужно. Продавцы просто доставали коробки с полок и начинали нахваливать товар, который к тому времени успел порядком устареть. Наша компания продает компьютеры напрямую, напрямую связана с поставщиками, и общение сотрудников внутри компании происходит также напрямую. Никаких посредников – неэффективных и вовсе не столь необходимых, какими они обычно себя представляют. Мы называем это «моделью напрямую» (direct model), и она пронизывает нашу компанию снизу доверху».

Началось все с заказов по почте, но с наступлением эры Интернета появился практически неограниченный коммерческий ресурс, возможности которого Делл понял одним из первых. Корпоративный сайт www.dell.com пользовался бешеной популярностью – на нем можно было не только подобрать необходимую конфигурацию, но и воспользоваться корпоративной базой и сервисным обслуживанием, также в режиме он-лайн. Ежедневный объем продаж в сети уже спустя два года превысил $1 млн., а на сегодняшний день, по некоторым оценкам, возрос на два порядка.

Компании не нужно ждать конца квартала, чтобы получить и проанализировать суммарный заказ от дилеров. Отдел маркетинга получает информацию о клиентах буквально ежеминутно и постоянно в курсе того, что им на сегодняшний день нужно.


Работа над ошибками

«Мы очень старались и даже редкие ошибки обращали в свою пользу, – писал Делл. – Мы никогда не позволяли себе поскользнуться дважды на одном месте, придирчиво отслеживали собственные просчеты, анализировали ошибки и делали необходимые выводы. Но и ошибаясь, мы неизменно хранили верность нашим основным корпоративным принципам».

Главным из них стала на первый взгляд очевидная аксиома торговли – клиент всегда прав. Однако в Dell Computers был произведен вроде бы незначительный, но оказавшийся решающим сдвиг в оценках: «Клиент всегда любим и счастлив благодаря нам».

«Эту философию легко сформулировать, но оказывается, что ей легко и следовать, – писал автор принципа. – Просто нужно помнить о наших главных ценностях постоянно, каждый день. Нужно делать все и даже больше, чтобы наш клиент был счастлив. Прежде всего, необходимо увидеть и понять, за что и сколько именно клиент готов заплатить. А уж наша задача – предоставить ему весь спектр услуг».

По мере роста компании Деллу пришлось заняться и выстраиванием управленческой структуры, которая бы идеально соответствовала его бизнес-философии. Так он пришел к идее компании, в которой, несмотря на размеры, отсутствует бич большинства организаций – большое число уровней иерархии и рост бюрократизации. Делл считал, что ему не нужны сотрудники, которые знают о наличии той или иной проблемы, но перекладывают ее решение на других руководителей. Девиз Dell: «Проблема фирмы – это и твоя проблема, тебе ее и решать».

Не обходилось и без накладок, но Делл с самого начала ввел для своих менеджеров негласное правило: никогда не стремиться к принятию стопроцентно безошибочных решений. Он убежден, что подобная сверхзадача сковывает творческую инициативу. Главное – это не повторять однажды совершенных ошибок.

В начале 1990-х годов компания решила попытать счастья на новом для себя оптовом, дилерском рынке – по примеру модных тогда «компаний-складов», вроде CompUSA или Sam’s Club. Обе компании продавали компьютеры по частям. Покупатель приобретал необходимые детали, чтобы самому модернизировать свой компьютер.

Однако очень быстро в Dell Computer признали, что решение было неудачным: цепочка «заявка – доставка – оплата» разрушала годами создававшуюся схему Dell: «заказ – создание товара – доставка – сервис». И руководство компании вернулось к «розничной» схеме.

«Работая по «складской» схеме, – резюмировал негативный опыт Делл, – мы не могли сделать клиента счастливым. К счастью, мы вовремя свернули эту деятельность без ущерба для своей репутации».


Компьютерные войны

К середине 1990-х годов компания Майкла Делла благополучно справилась с неизбежными проблемами «переходного возраста». Для нее они оказались особенно болезненными, если учесть, какой невероятный, не знавший прецедентов взлет испытала Dell Computer за неполные десять лет. Однако глава компании справился с трудностями своим особым методом: закрывая все промежуточное, неэффективное и малоперспективное. Но закрывая не насовсем, не отсекая, а лишь замораживая на время, переводя «в тыл» – Делл хорошо усвоил, что малоперспективное сегодня может оказаться «горячим пирожком» завтра и важно сохранять свои резервы наготове.

Показателен в этом смысле временный уход Dell с рынка ноутбуков. Он удивил многих – этот сектор рынка в последние полтора десятилетия развивался бурно и стабильно. Однако Майкл Делл, говоря военным языком, совершил «тактический отход на заранее подготовленные позиции для выравнивания фронта и перегруппировки сил перед решающим наступлением». Оно не замедлило последовать: вскоре на рынке с триумфом дебютировала новая линия ноутбуков Dell – Latitude, которые били конкурентов за счет своих «долгоиграющих» батареек, которым в ту пору не было равных.

Примерно тогда же компания Dell, вместо того чтобы продолжать сражение за увеличение своей доли на рынке настольных и портативных PC, частично переключилась на новое и не сулившее больших выгод дело – производство серверов. И в 1996 году вызвала новую сенсацию своими серверами PowerEdge. Они оказались столь удачными (и, как всегда у Dell, более дешевыми по сравнению с аналогичными моделями конкурентов), что за неполные два года компания переместилась на мировом рынке серверов с десятого места на второе, увеличив свою долю почти вдвое.


В компании триумфаторов

«Моя компания – это наглядное доказательство того, что можно увидеть и извлечь прибыль из таких возможностей, которые ваши конкуренты просто отказываются видеть, считая их неосуществимыми. Чтобы думать не так, как все, совсем не обязательно быть гением, провидцем или даже дипломированным специалистом. Все, что требуется, это мечта, а еще жесткая структура, которая будет служить рамками для осуществления этой мечты», – писал Майкл Делл. В одном из своих интервью он скромно заметил, что с удовольствием поужинал бы в компании единомышленников – Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Энди Гроува и Билла Гейтса.

Впрочем, скромничать Деллу не пристало. В 2002 году его компания продала по почте – обычной и электронной – компьютеров на $35 млрд. и обеспечила работой 36 тыс. человек. Причем на фоне тотального падения продаж в компьютерной отрасли! В следующем году доля Dell Computer на рынке составила 22%, а сама компания по итогам года заняла 33-е место в списке 500 крупнейших компаний мира. Сегодня в производстве компьютерного «железа» она не знает себе равных, значительно опережая ближайших конкурентов – Samsung, Hewlett-Packard и Compaq. Да и в общем компьютерном секторе детище Делла уступает лишь Microsoft и Intel.

Летом 2004 года, на пике своего триумфа, 39-летний Делл добровольно уступил свой пост CEO ближайшему соратнику – Кевину Роллинзу, второму человеку в компании. По всей видимости, Майкл Делл почувствовал себя, как альпинист, покоривший Эверест, – выше гор на Земле не осталось, и жить стало скучно.

Источник: respublika-yk.ru

Добавлено: 24.09.2007

Другие бренды на D
Реклама на brandpedia.ru