News Corporation - история бренда

News Corporation — бывший международный медиахолдинг, подконтрольный Руперту Мёрдоку, который владел, в частности, кинокомпанией 20th Century Fox, телеканалами Fox News, спутниковыми DTH операторами BSkyB, Sky Deutschland, Sky Italia, Foxtel, информационным агентством Dow Jones & Company (включая службу Factiva), а также газетами The Wall Street Journal, The Times, The Sun и New York Post.

История News Corporation - это история Руперта Мердока, американского предпринимателя австралийского происхождения. Под контролем Мердока находятся СМИ, кинокомпании и книжные издательства в США, Великобритании, Австралии и других странах.

Кит Руперт Мердок (Keith Rupert Murdoch) родился 11 марта 1931 года в местечке Краден в тридцати милях к югу от Мельбурна (Австралия). Интересно то, что Руперт Мердок имеет шотландские корни. Его дед, бедный священник, эмигрировал из Шотландии в Австралию в 1884 году. Мердок был первым сыном и вторым ребёнком Кита Артура Мэрдока и Элизабет Грин. Сестра Хелен была старше Руперта на два года. Он был близок с ней как ни с кем из своих младших сестёр: Энни, появившейся на свет в 1935 году и Дженет - в 1939 году. Его отец Кит Артур Мердок, знаменитый военный корреспондент, сделал хорошую карьеру после первой мировой войны. Он стал исполнительным директором Herald and Weekly Times Group - крупной издательской компании в Австралии, а также владельцем трех небольших местных газет. В 1933 году он получил звание Британского рыцаря. С самого раннего детства он пытался привить сыну любовь к своей специальности, которой очень гордился. И это сделало свое дело, журналистика увлекла Мердока: «По субботам я наблюдал за тем, как отец сдает газету. С тех пор я даже представить не мог, что могу заниматься чем-то другим».

Отец Руперта Мердока сомневался в способностях сына и помимо журналистики с детства приучал Руперта к дисциплине: в семь лет его отправили в школу с начальной военной подготовкой. Но, возможно, больше других на мальчика повлияла мать, леди Элизабет, привившая сыну независимость. Летом на каникулах Руперт должен был спать на дереве в шалаше: «Я думала, Руперту будет полезно спать на свежем воздухе. Это отлично закалило мальчика. Шалаш находился примерно на высоте половины ствола над землёй. Электрического света там не было». Руперт никогда не разделял мнения матери, что ночёвка на дереве воспитывает характер. Однако подобный опыт привил ему независимость, самостоятельность и навыки выживания, необходимые для того, чтобы выйти победителем из борьбы с обстоятельствами. И не известно какой бы была биография Руперта Мердока, если бы не подобное воспитание. Именно независимость, самостоятельность и отвага помогли Руперту Мэрдоку стать преуспевающим магнатом.

В 1948 году Мэрдок окончил школу и подрабатывал в отцовском «Геральд» журналистом-практикантом. А в 1950 году его отослали в Вустерский колледж Оксфордского университета, где он изучал политику, экономику и философию, но никак не журналистику.

В 1952 году, незадолго до окончания учебы, Руперт узнал о смерти отца. Хотя сэр Кит руководил одной из крупнейших австралийских газетных корпораций, акций в личном владении у него было немного. К тому же, немалая часть имения ушла на выплату долгов и налога на наследство. В распоряжении семейства остались две захудалые газеты в городе Аделаида - The Adelaide News и Sunday Mail, а также радиостанция в удаленном городке Брокен-Хилл. Решив продолжать дело отца, Руперт постарался получить журналистский опыт. Старый друг сэра Кита, газетный магнат лорд Бивербрук предоставил ему место помощника редактора в лондонской Daily Express.

В сентябре 1953 года он приехал в Аделаиду, чтобы взять на себя руководство газетой. Мэрдок стал главным редактором газеты, которая из-за своего жалкого тиража в 75000 экземпляров была практически неплатежеспособна. Появление Мэрдока разом замутило тихие провинциальные воды. Он участвовал в работе каждого отдела и к двадцати двум годам завоевал репутацию мальчика-издателя. Его удивительная энергичность оказалась заразительной, так как внезапно все были вынуждены работать быстрее и усерднее, чтобы не отстать от этого человека-вихря. Другая аделаидская газета, управлявшаяся старой фирмой, где когда-то работал отец Руперта, решила вытеснить «The Adelaide News» из бизнеса и предпринимала серьёзные шаги, чтобы уничтожить конкурента. Но на каждый удар Мэрдок отвечал вдвое сильным ударом. Конкуренты хотели, чтобы новичок продал газету и вышел из игры, но, в конце концов, капитулировали перед его энергией и энтузиазмом и согласились на слияние, оставив мальчика-издателя у руля.

Первая попытка Мэрдока расширить своё дело имела место в 1956 году, когда он приобрёл мельбурнский еженедельный журнал «Нью Идеа». Целиком изменив финансовое положение газеты, он купил издававшуюся в Перте «Санди Таймс». Покупка газеты вызвала разногласия в совете директоров «Аделаида Ньюз», поскольку Перт находился более чем в тысяче четырёхстах милях от Аделаиды и управлять новым издательством оказалось бы довольно трудно. Мэрдок твёрдо решил доказать, что совет ошибается, поэтому лично отправился в Перт и поднял на ноги разорившуюся газету. Именно в Перте он заработал репутацию издателя сенсаций. «Тираж любой ценой» стало его девизом. Типичными стали сенсационные, леденящие кровь заголовки вроде: «Прокажённый изнасиловал девственницу. Жертва родила чудовищного младенца». Стратегия Мэрдока сработала и как по мановению волшебной палочки газета совершила огромный скачок, заняв лидирующее положение на рынке. Вскоре он принялся скупать небольшие газеты в других городах.

После корректировки целей Мэрдок заболел сенсационным открытием в мире развлечений - телевидением, которое в середине пятидесятых добралось и до Австралии. Он предвидел, что новая технология станет в мире масс-медиа свершившимся фактом. Первая телевизионная станция начала работать в 1957 году в Аделаиде, и Мэрдок решил приобрести себе одну станцию. Он вспоминал: «В пятидесятых, если вам нужно было попасть на телевидение и быть на телевидении, то вам необходимо было ехать в Америку». Руперт выиграл торги за 9-й канал Аделаиды, а затем отбыл в Штаты, чтобы изучить внутренние механизмы отрасли и купить пакет программ для своей новой станции. Первую остановку он сделал в Лас-Вегасе, где влюбился в американскую культуру и Стрип (главная улица Лас-Вегаса).

Первым наставником Мэрдока в этом бизнесе стал пионер телевидения, директор Эй-Би-Си Леонард Голденсон. Голденсон только что заключил сделку с Диснеем и приобрёл репутацию волшебника. Два рисковых предпринимателя быстро подружились и заключили множество сделок. Мэрдок продал Голденсону 6% «Ньюз Корпорейшн» в обмен на трансляцию программ Эй-Би-Си на Австралию и долгосрочное сотрудничество в области предоставления программ для Австралии. Позднее Мэрдок признавался: «Во многих отношениях Голденсон был для меня примером для подражания, хотя мы выросли в весьма различных окружениях. Успех Леонарда всегда был результатом вдохновения и ободрения. Он доказал, что можно сколотить капитал даже при неблагоприятных условиях».

Мэрдок вернулся в Австралию вдохновлённый захватывающими дух перспективами, которые открывало ему телевидение и полный планов создать австралийскую версию «ТВ-Гида». В сентябре 1959 года он выпустил этот журнал и его выпуск совпал с началом вещания канала 9. Телестанция мгновенно снискала успех и принесла достаточно денег для того, чтобы беспокойный импульсивный Мэрдок мог расширять свою империю с неослабевающей скоростью.

В 1959 году Мердок получил широкую известность в ходе скандального процесса над молодым австралийцем Рупертом Максом Стюартом. Стюарт признал себя виновным в изнасиловании и убийстве девятилетней белой девочки Мэри Олив Хэттам и был приговорен к смертной казни. После этого была развернута общественная кампания за оправдание Стюарта, главные роли в которой играли Мердок и редактор The Adelaide News Роан Ривет. Критики судебного решения утверждали, что связно изложенное хорошим литературным языком признание не могло быть сделано неграмотным Стюартом: при этом обвинение настаивало, что текст дословно воспроизводил слова подсудимого. Сам Стюарт стал утверждать, что признание было подписано под давлением. Для расследования ситуации была назначена специальная королевская комиссия. Смертную казнь Стюарту заменили на тюремное заключение, а позднее, в 1972 году, его досрочно освободили, но оправдан он так и не был. В 2002 году история процесса над Стюартом и кампании, которую провел в его защиту Мердок, легла в основу австралийского кинофильма «Черное и белое» (Black and White).

Тем временем экспансия Мердока на австралийском рынке СМИ набирала силу. В 1960 году был куплен крупный сиднейский таблоид The Daily Mirror. Новый владелец реформировал газету в манере, которая впоследствии стала его визитной карточкой. The Daily Mirror превратилась в смесь криминальной хроники и публикаций эротического характера, что нашло немедленный отклик у массового читателя. В 1964 году Мердок основал первую в Австралии общенациональную газету - The Australian. Когда его спрашивали как он все успевает, Руперт, не задумываясь, отвечал: «Все дело в матрице приоритетов Эйзенхауэра, она помогает мне отделять зерна от плевел».

История успеха Руперта Мердока набирала обороты, его бизнес вышел на общеавстралийский уровень, в его распоряжении оказались газеты, журналы и телевизионные каналы. К середине 1970-х годов принадлежащие Мердоку СМИ превратились в решающую силу на австралийском рынке и стали проводником консервативной политической агитации.

В 1968 году была сделана первая значительная покупка за рубежом. Бывший одноклассик Стефен Катто позвонил Мэрдоку и спросил, не примет ли тот предложение купить лондонскую газету «News of the World» - самую продаваемую газету в Великобритании. Сами лондонцы называли её «Новости бабников», поскольку, несмотря на свой почтенный возраст, это было самое непристойное издание в Британии. На эту газету претендовал Роберт Максвелл, и она была предложена Мэрдоку, чтобы щёлкнуть Максвелла по носу. Отказаться от возможности продемонстрировать свою удаль высокомерному англичанину, унижавшему его в колледже, было для честолюбивого Мэрдока выше всяких сил. Надо сказать, что данное издание после покупки Мердоком в течение 20 лет каждый год теряло долю на рынке, но все равно продолжало оставаться самым популярным в стране.

В 1969 году Мердок купил по бросовой цене находившуюся в упадке лондонскую The Sun (бывшая Daily Herald). Оказавшись в собственности Мердока, эта газета подверглась серьезнейшим преобразованиям и стала одним из наиболее ярких примеров его методов завоевания рынка. На момент приобретения The Sun преимущественно ориентировалась на сторонников лейбористской партии и демонстрировала претензии на интеллектуальность. Попав под власть Мердока, The Sun превратилась в массовый таблоид со стандартным для «желтой» прессы содержанием: секс, спорт и сенсации. При этом, поощряя массовые вкусы, газета пошла дальше своих конкурентов. Ключевым моментом стали постоянные публикации на третьей полосе The Sun фотографий девушек с обнаженным бюстом. Когда Мердока упрекнули в том, что он потакает дурным вкусам публики, тот в ответ парировал: "Я даю публике то, чего ей хочется!" Тиражи The Sun начали расти каждый год. Начиная с 1970 года, The Sun становится самой продаваемой газетой в Англии. Стоит отметить тот факт, что The Sun не отошла полностью от политики. Например, газета очень активно поддерживала в свое время Маргарет Тэтчер.

Следующим после The Sun приобретением Мердока стал таблоид The Daily Telegraph, который он в 1972 году выкупил у Фрэнка Пэккера.

На следующий год австралиец сделал первый шаг на рынке США. В 1973 году в городе Сан-Антонио (штат Техас) он приобрел две ежедневные газеты - San Antonio Express и San Antonio Evening News, которые позднее были объединены под названием San Antonio Express-News. Ему удалось провести слияние двух независимых издательских домов, принадлежащих разным материкам - «Collins Publishers» из Великобритании и «Harper & Row» из Соединенных Штатов. Это стало первой в мире попыткой создания межнациональной прессы, увенчавшейся грандиозным успехом.

Первая неудача, с которой столкнулся Руперт Мердок при покупке газет, произошла именно в США - ему не продали популярное издание The Washington Star. Впрочем, это его не остановило, и он открыл свою газету схожей тематики, назвав ее The National Star.

В 1970-х годах Мердоком были приобретены в США газета The New York Post и журнал New York Magazine. Мердок не стал превращать The New York Post в таблоид. Издатель сохранил политическую направленность газеты и сделал ее еще более консервативной, что помогло ему завоевать благосклонность республиканцев. В 1977 году Мердок использовал The New York Post для поддержки одного из кандидатов в мэры города - прежде малопопулярного конгрессмена Эда Коха (Ed Koch), после победы которого Мердок заявил о себе как ключевом участнике политической жизни Нью-Йорка.

К 1977 году основную часть империи Мердока составляла фирма Cruden Investments, названная в честь шотландского церковного прихода его деда. Cruden, находившейся в совместном владении самого Мердока, его матери и трех сестер, принадлежали 40 процентов акций News Ltd., которая, в свою очередь, контролировала предприятия в Австралии. News Ltd. же владела 48 процентами News International Ltd., контролировавшей британские предприятия. News International Ltd. и News Ltd. совместно владели 100 процентами активов Мердока в США. В 1979 году все компании Мердока были консолидированы в мировую корпорацию News Corporation (News Corp.), в которой он занял пост генерального директора и члена совета директоров. Позднее, в 1991 году, он также стал председателем совета директоров.

В 1981 году Мердок купил в Великобритании компанию Times Newspapers, издателя газет The Times и The Sunday Times. The Times читали десять поколений англичан. Британские профсоюзы журналистов и печатников устроили Мердоку бойкот, но он не сдался и заручился поддержкой Маргарет Тэтчер, верной своему принципу «деньги не имеют национальности». Газета The Times не была превращена в таблоид, Мердок лично следил за ее серьезностью и солидностью и не просчитался. Через полгода англичане перестали замечать, кто владеет The Times. В 1982 году Мердок решил модернизировать техническую базу этой газеты: она издавалась на антикварном оборудовании высокой печати с литыми строчками и блеклыми фотографиями. Поставка новейшего компьютерного и печатного оборудования была засекречена, но вскоре секрет открылся. Профсоюзы снова бойкотировали улучшенное издание. Мердок беспощадно уволил 10 тыс. сотрудников. А британцы все равно покупали The Times - цветную и подешевевшую.

В 1980-х годах Мердок решил выйти на американский рынок телевидения. Поскольку американские законы запрещали иностранцам владеть местными телеканалами, в 1985 году предприниматель получил гражданство США. Мердок шел к решению стратегической задачи: будущее глобальной медиа-компании связано с теле- и киноиндустрией. В это время News Corp. уходит из журнального бизнеса и делает приобретения в Голливуде. Мердок приобрел региональные телеканалы, которые позднее были консолидированы в четвертую общенациональную телевизионную сеть США - Fox Broadcasting. Следующим шагом вселенской экспансии Мердока стала покупка в 1985 году кинокомпании XXth Century и телекомпании Fox, которые он слил в концерн XXth Century Fox. На тот момент эти компании находились в кризисе и мало кто верил, что газетный магнат сможет их вытащить. Но ему это удалось. После этой покупки у Мердока возникли проблемы. Оказывается, согласно законодательству США один человек не может владеть и телеканалами, и газетами. В итоге, Мердоку пришлось продать часть своего газетного бизнеса, а именно газету The New York Post. Впоследствии в 1993 году он смог выкупить ее обратно. Впрочем, телевизионный рынок оказался намного прибыльнее газетного.

На пост главы компании XXth Century Fox Руперт пригласил известного менеджера в киноиндустрии Барри Диллера. Все шло прекрасно 8 лет. Fox Television Stations быстро развивалась, фильмы XXth Century Fox регулярно получали «Оскаров». В кинокомпании снимались сериалы «Секретные материалы», «Скорая помощь», «Симпсоны». Благодаря хорошему управлению вложенные средства окупились всего через 4 года. Но однажды Барри потребовал долю участия в капитале XXth Century Fox. Руперт был взбешен и прокричал Диллеру: «Вон отсюда! В моей компании может быть только один хозяин!»

В конце 1980-х - начале 1990-х годов Мердок приступил к завоеванию телевизионного рынка Великобритании. В 1989 году в стране была запущена телекомпания Sky Television. Вскоре она была объединена с British Satellite Broadcasting и Мердок стал совладельцем компании BSkyB, которая стала одной из самых крупных на рынке платного телевидения Великобритании.

К 1990 году общая задолженность News Corporation превысила ее годовой оборот и составила 7 млрд. долларов. Дабы изыскать 650 млн. долларов на текущие расходы, Мердоку пришлось продать несколько лучших телеканалов империи, которая была близка к неминуемому краху из-за огромных долгов и полной неспособности их выплатить. Мердок смиренно обратился к банкирам, чтобы те не дали бесславно погибнуть медиа-магнату.

Финансисты таки решились предоставить кредит, оговорив целый ряд условий. Благодаря сложной реструктуризации Мердок увел News Corp. от края финансовой пропасти. Он безжалостно продавал дочерние фирмы и предприятия. К сентябрю 1991 года доходы News Corp. поднялись до 84,3 млн. долларов, т.е. на 315 % по сравнению с тем же периодом 1990 года. Если в январе 1991 года котировка акций News Corp. упала до минимального значения, то к сентябрю - подскочила в 5 раз! Это произвело такое впечатление на банкиров, что они сделали график выплаты долгов компании менее жестким. Мердок воспользовался этим и провел с банками результативные переговоры о перефинансировании. 147 банков согласилось пересмотреть график выплаты долгов, которые составляли к тому моменту 7,6 млрд. долларов, и растянуть эту выплату на три года.

Мердок выполнил данное банкам обещание и продал целый ряд своих предприятий, чтобы выплатить к февралю 1992 года 800 млн. долларов. В мае 1991-го он продал несколько американских журналов за 650 млн. долларов. Состоялось также несколько продаж в Британии и Америке еще на 195 млн. Предпринятые меры начали возвращать доверие инвесторов. К 1992 году корпорация выбралась из финансовой ямы, и Мердок стал активизировать свою деятельность. Он придерживался своей прежней стратегии - скупать неплатежеспособные компании и раскручивать их. Прибыль News Corporation за 1997 год в США составила 7,224 млрд. долларов до налогообложения. В 1998 году она достигла 8,391 млрд. долларов.

В 1993 году Руперт Мердок купил крупнейшую спутниковую телекомпанию Star TV, вещающую из Гонконга на 54 азиатские государства. Он также приобрел нескольких небольших телеканалов и радиостанций в Европе.

В 1996 году Мердок решил потеснить в эфире само CNN и запустил новостной канал Fox News. Правда, построен он был на совсем других принципах, чем CNN. Фактически Fox News стал первым в истории США государственным телеканалом. В отличие от CNN Мердок не ставил целью донести до зрителя незамутненную правду. Наоборот, американцам предлагали лишь то, что одобрили бы правящие круги. Уже в 2000 году убытки Fox равнялись всего $30 млн., а рейтинг почти догнал рейтинг CNN. Влияние Fox News на зрителей было потрясающим. Проведенные во время захвата Ирака социологические опросы показали, что почти все зрители канала уверены: большинство стран мира полностью поддержали агрессию и в Ираке действительно нашли оружие массового поражения.

В Европе Мердока постигла серия неудач. В сентябре 1998 года миллиардную сделку по покупке футбольного клуба FC Manchester United заблокировал британский комитет по монополиям. Провалился проект по созданию News Corp. Europe, предусматривавший объединение телевизионных сетей Франции и Италии. Сначала были прекращены переговоры о покупке основного пакета акций итальянской Telecom, затем - о слиянии французской Canal+ c British SkyB... Выдвигались версии о приобретении Мердоком ТВ-6 и ОРТ. В России его империи принадлежат радиостанции «Наше радио», «Ультра», а также крупнейшая компания наружной рекламы News Outdoor Russia.

Руперт Мердок всегда остается на волне новых технических веяний. 20 июля 2005 года компания Мердока обратила свой взор на интернет, приобретя маркетинговую интернет-компанию Intermix Media, которой принадлежала социальная сеть MySpace, Imagine Games Network и другие интернет-ресурсы ,за 580 миллионов долларов. (Однако с появлением Facebook она становится убыточной, и шесть лет спустя Мердок продает ее, в 17 раз дешевле.) 11 сентября 2005 года компания Мердока объявила, что покупает крупный англоязычный информационный веб-сайт IGN Entertainment за 680 млн. $. 2 февраля 2011 г. медиакорпорация Руперта Мердока News Corp. и компания Apple запустили The Daily, первую в мире газету, созданную специально для планшетного компьютера iPad.

В июле 2011 года News Corporation оказалась в центре крупного скандала, связанного с незаконным прослушиванием журналистами изданий компании телефонов политиков, «звёзд» и простых граждан. Это привело к закрытию имеющего 168-летнюю историю и принадлежащего компании британского таблоида News of the World. Тогда же было объявлено о начале расследования со стороны ФБР деятельности News Corp.

13 июля 2011 года Ребекка Брукс подала прошение об отставке Джеймсу и Руперту Мердокам, которое было удовлетворено.

В 2012 году его основатель и владелец, Руперт Мёрдок, принял решение о разделении медиахолдинга на две самостоятельные компании. Правоприемницей прежней компании стала компания 21st Century Fox, в которую вошли кинокомпания 20th Century Fox, сеть телекомпаний Fox Networks Group и ряд других телекомпаний, а газетный и издательский бизнес перешёл к новой компании, называемой News Corp.

Источник: forexaw.com
Добавлено: 24.09.2007
Обновлено: 12.09.2016

Другие бренды на N
Реклама на brandpedia.ru