Юридический онлайн-сервис «Удобное Право»

Евросеть - история бренда

Евросеть — российская компания-ритейлер, владеющая одноимённой сетью салонов сотовой связи. «Евросеть» и один из её основателей Евгений Чичваркин получили широкую известность в стране благодаря ярким рекламным кампаниям, эпатажному имиджу, а также конфликту с правоохранительными органами, приведшему к эмиграции Чичваркина. В 2006 году компания занимала 37% российского рынка сотовых телефонов. Штаб-квартира находится в Москве.

Какие ассоциации вызывает слово «Евросеть»? Верно, в истории «Евросети» много уделяется этому. Достаточно лишь отметить, что салоны компании буквально окружает нас везде, даже идя по улице города в тихий приятный вечер. Но о чем же я? – вернемся к истории основания сотового ритейлера…

Начало было положено в 1997 году. Второго апреля этого года Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев зарегистрировали свою первую компанию – ООО «Торговый дом Евросеть».

Первый офис новой компании находился в начале Тверской улицы, в Москве. Интересно, что он был снят по обычному объявлению в газете «Из рук в руки». Однако о первой массовой торговой точке говорить не приходится.

Новый офис не подходил под понятия «массовости» - он был расположен на втором этаже, и чтобы в него попасть надо было преодолеть сначала одни железные ворота, а потом и вторые. Лишь после этого покупатель попадал в темный подъезд, где и находился офис «Евросети».

Как это не странно, но первые телефоны в «Евросети» продавались по обычным объявлениям в той же газете, по средством которой и было найдено помещение под первый офис компании.

Немного позднее началась розница. Была открыта торговая точка на Ленинском проспекте, для которой Чичваркин специально купил стеллаж с крючками. Поначалу выкладка была открытой, а на крючках стеллажа располагались аксессуары.

Роли в компании были распределены ещё задолго до открытия торговой точки на Ленинском. Так на Артемьеве были финансы, а Чичваркин на себя взял коммерцию – собственно он контролировал все закупки и продажи.

Через месяц после открытия первых двух точек (офис и на «Ленинке») была открыта третья – на Лубянке. Компания с тремя магазинами уже считалась небольшой сетью. Правда проблемы конкуренции не были важны, так как была более серьезная – поиск товара для расширения ассортимента.

В это время телефоны и аксессуары к ним можно было приобрести в дилеров сотовых операторов (МТС и «Билайн») или как вариант у независимых поставщиков. Разница была лишь в том, что у последних были более выгодные условия, но и все телефоны попадали в страну в обход таможни.

Если говорить «обобщено», то дефицит телефонов был до такой степени катастрофичным, что иногда основатели «желтого ритейлера» ездили в другой конец Москвы за одним-единственным мобильником.

А в августе 1998 года в стране начался «августовский кризис». И даже, несмотря на ранние слова Бориса Ельцина – «не будет девальвации в стране», она началась. Положение «Евросети» моментально ухудшилось, появились проблемы, которые могли привести к краху компании.

Сначала упал спрос на товар, который продавался в точках «Евросети». Немного позже компания «обзавелась» крупными долгами, которые в несколько раз превышали ее активы. Но «Евросеть» выстояла этот сложный период.

В то время как многие конкуренты «Евросети» пытались экономить буквально на всем, замораживая планы на развитие, «Евросеть» начала расширяться. До конца года было открыто ещё пара точек, в итоге у компании к концу 1998 года уже было пять магазинов.

Апрель 2000 года вновь «отметился» в истории развития «Евросети» проблемами. Так в магазинах компании начал падать спрос, потому что у конкурентов были более низкие цены. Чичваркин именно в это время понял – настало время ценовой войны. И решил вступить в бой, резко снизив наценку (с 20% до 5%) и зарабатывать на обороте.

Однако второй основатель – Тимур Артемьев был в шоке от решения Евгения. Основатели в этот же день встретились, поговорили, и наконец Тимур согласился на снижение наценки, поверив в слова Чичваркина об увеличении объема продаж.

В мае 2000 года компания «Евросеть» решила принять участие в проходившей выставке «Экспоком», арендовав маленький стенд. Одновременно была запущена и рекламная компания на городских радиостанциях по случаю новой ценовой политики. Первым вариантом слогана рекламы было: «Евросеть – цены просто ошизеть!». Чичваркин решил немного похулиганить и изменил предложенный сотрудником вариант слогана на: «Евросеть – цены просто охуе**!».

Тимур не верил, что рекламу с цензурной лексикой пропустят в эфир. Однако она появилась, правда со своими «бип» на нескольких буквах неприличного слова. На рекламную компанию было потрачено 9 000 долларов, а эффект – словно разорвалась атомная бомба, буквально за пару дней о «Евросети» узнала вся страна.

Но «Евросеть» была все той же маленькой сетью, поэтому Чичваркин и Артемьев решили просчитать возможности расширения сети точек. Оказалось, что в Москве можно открыть ещё порядка 60 салонов. И началось, только за 2000 год магазинов сети увеличилось с 11 до 27. А формула выбора мест, где будут салоны «Евросети», была до безумия проста – мимо дверей магазина в любое время суток должны идти люди.

Сегодня мы не обращаем внимание на вывески разных магазинов, банков… возможно для нас это обыденно и привычно. А в то время «Евросеть» первой начала устанавливать вывески на свои магазины, притом, что иногда площадь вывески была на порядок больше размеров самого магазина. Подход стал революционным, что заметно отразилось на выручке компании.

Правда, бурный рост «Евросети» вызывал зависть у конкурентов. Так в течение 2001 года склад компании на Тверской закрывали пятнадцать (!) раз представители власти – от миллиционеров до пожарников. Умение решать вопросы «за бутылку водки» уже не помогало.

Последний пятнадцатый раз – склад был опечатан на кануне Нового года, чтобы лишить компанию прибыли от новогодних продаж. Основатели, недолго думая, разобрали заднею стену помещения склада и вынесли оттуда весь товар. Появившийся после праздников представитель власти лишь развел руки – Новый год все равно уже прошел.

А потом начали происходить странные вещи. Вендоры (поставщики телефонов от самих производителей) один за одним начали отказывать Чичваркину в прямом дилерстве, вежливо показывая на дверь. Лишь одна согласилась сделать «Евросеть» дилером – компания LG, в то время самая молодая на рынке мобильных телефонов.

Были проблемы у «Евросети» и с лидером рынка мобильных телефонов – компанией Samsung. До осени 2001 года компании между собой спели перессориться несколько раз. А осенью этого же года «Евросеть» добилась своего – стала дилером Samsung, что позволило снизить цены и решить проблемы расширения ассортимента.

Летом 2002 года вновь увеличился ассортимент в магазинах компании – официально между «Евросетью» и Motorola был заключен договор о прямых поставках продукции в салоны.

Но, в этом же году «рухнул» мост сотрудничества между «Евросетью» и первым вендором компании Samsung. Чичваркин и представитель производителя мобильных телефонов вновь разругались, договор о сотрудничестве был расторгнут.

Интересно, что в истории «Евросети» был и свой «фирменный телефон». Так до августа 1998 года Чичваркин успел посетить выставку телекоммуникаций в Тайване, на которой познакомился с поставщиками аксессуаров и китайским производителем телефонов.

На этой выставке внимание Чичваркина привлек стенд с телефоном, у которого была богатая функциональная часть и довольно низкая цена. Даже установив немалую наценку на этот телефон, «Евросеть» могла бы продавать его в России в два раза дешевле моделей известных компаний (например, телефоны Motorola, Samsung, Siemens…).

Как раз накал отношений с Samsung напомнил о дешевом телефоне. Недолго думая Чичваркин заказал пробную партию телефонов и дальше дело не двинулось… Качество телефонов из пробной партии было ужасным, посчитав оказалось, что можно улучшить качество, если увеличить цену аппарата до среднерыночной. Но кому нужен такой телефон, если продукция брендов дешевле.

А дальше от сотрудничества отказался сотовый оператор «Билайн» (компания «Вымпелком»). Дело было в странном правиле – правило «500 метров», запрещавшее продавать сим-карты операторов в точках ритейлеров, которые находятся на меньшем расстоянии (менее 500 метров) от точек самих операторов.

Чичваркин не смирился с этим условием, и поэтому в открытую продавались сим-карты в салонах, попадавших под это правило. В МТС смотрели на это «сквозь пальцы», а «Вымпелком» просто разорвал сотрудничество с «Евросетью».

И только спустя пять месяцев после расторжения договора с «Билайном» компании вновь помирились, заключив новое соглашение о сотрудничестве. Позднее правило «500 метров» отменил «Мегафон», а вслед за ним и сам «Вымпелком». Стоит отметить, что уже к этому времени «Евросетью» было открыто более ста салонов связи.

Весной 2002 года на рынке сотового ритейлинга появился главный конкурент «Евросети» – компания «Связной», у которой уже тогда было открыто 80 точек. В «Связном» к бизнесу подошли более серьезно – например тот же логотип специально заказали в брендинговом агентстве, а логотип «Евросети» был нарисован буквально «на коленке» за 15 минут. Однако «Связной» и сегодня является вторым после лидера – компании «Евросеть».

2003 год для «Евросети» стал годом роста – началась активная экспансия в регионы. Так после Москвы Чичваркин решает открыть салоны в северной столице. И сразу же столкнулся с проблемами – конкуренты на местном рынке, которые с оживлением «вставляли палки в колеса» «Евросети».

Чичваркин не остановился и договаривается с администрацией города о том, что будет спонсировать реставрацию вокзалов, а взамен получит эксклюзивное право на открытие на них своих магазинов.

Учитывая, что большинство вокзалов находится в центре города, «Евросеть» получила места в самых проходных точках Санкт-Петербурга. Логично было подумать, что вслед за северной столицей будут другие крупные города (по крайней мере, такой логикой обладают другие конкуренты), но Чичваркин решил идти другой дорогой – все и сразу, хотел быть везде.

Так и оказалось. Сегодня «Евросеть» в буквальном смысле везде: более 5100 салонов связи на территории России и стран СНГ. В Европе компания работает под торговой маркой «Техмаркет», которая немного ранее составляла конкуренцию самой «Евросети».

В октябре 2005 года «Уралсиб» предоставил «Евросети» трёхмесячный кредит на 50 миллионов долларов под 9,5% годовых с возможностью конвертировать его в 7,53% акций компании. В марте 2006 года финансовая корпорация воспользовалась этим условием и стала миноритарным акционером «Евросети». В декабре «Уралсиб» воспользовался опционом на обратный выкуп акций и вышел из состава акционеров.

В 2005 году в период скандала вокруг контрабандных мобильных телефонов, задержанных таможней, «Евросеть» оказалась объектом внимания со стороны правоохранительных органов. 29 марта 2006 года, на выезде с территории Шереметьевской таможни, сотрудники правоохранительных органов изъяли 167 500 мобильных телефонов модели Motorola C115, предназначавшихся компании «Евросеть», общей стоимостью 530 миллионов рублей.

26 апреля было сообщено о том, что сотрудники Московского государственного унитарного предприятия «Промотходы» за день до этого приступили к уничтожению этих мобильных телефонов. Евросеть сразу заявила, что эти телефоны были завезены в Россию с соблюдением всех норм закона. Но контролирующие органы вначале объявили продукцию контрабандной, а через несколько дней — контрафактной (поддельной).

После заявления компании Моторола и предоставления Евросетью всех подтверждающих документов трубки были названы вредными для здоровья потребителей. Однако, и эта информация была опровергнута, поэтому 24 августа уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления, а 117 500 телефонов возвращены «Евросети».

2 сентября 2008 года сотрудники правоохранительных органов провели обыск в центральном офисе «Евросети», связанный с расследованием дела о похищении в 2003 году бывшего экспедитора «Евросети» Андрея Власкина, уличённого службой безопасности компании в кражах сотовых телефонов. По данному факту в отношении владельца компании Чичваркина было возбуждено уголовное дело, он был объявлен в международный розыск. Сам Чичваркин скрылся из страны, переехав в Лондон.

22 сентября 2008 года было подписано соглашение о продаже Чичваркиным и Артемьевым 100% компании «Евросеть» инвестиционной компании ANN, возглавляемой предпринимателем Александром Мамутом. Стоимость компании со слов Александра Мамута составила 350 млн долларов, плюс долговая нагрузка в 900 млн долларов. 24 октября 50% минус одна акция компании «Евросеть» были приобретены у компании ANN компанией «Вымпел-Коммуникации». 20 ноября Евгений Чичваркин покинул пост председателя совета директоров «Евросети». Сделка по продаже была полностью завершена 3 февраля 2011 года.

В феврале 2009 года компания создала для своих сотрудников социальную сеть «Евровсё».

В декабре 2010 года Мосгорсуд оправдал сотрудников «Евросети», которые обвинялись в похищении экспедитора фирмы, и вскоре Следственный комитет России отменил решение о заочном аресте Чичваркина, уголовное дело в его адрес было прекращено (вместе с тем, дело о контрабанде «Евросетью» сотовых телефонов продолжало расследоваться до января 2012 года, когда оно было прекращено «в связи с поправками в Уголовный кодекс, согласно которым была декриминализована контрабанда товаров»). После этого британские судебные органы закрыли дело об экстрадиции российского бизнесмена, однако он отказался возвращаться на родину, сославшись на безнаказанность милицейских чинов, затеявших его преследование. Летом 2011 года два милицейских генерала, Константин Мачабели и Борис Мирошников, которых Чичваркин называл организаторами своего преследования, были уволены указами президента России.

Топ-менеджеры «Евросети», неправомерно находившиеся под стражей по обвинению в похищении, отсудили у Министерства финансов России крупные суммы компенсаций (например, бывший вице-президент компании Борис Левин — 20 млн руб.).

10 марта 2011 года компания начала ребрендинг. Символом сети станет жёлтый терьер. В 2011 году новый имидж появится примерно у 2 тыс. салонов, у остальных — в 2012 году.

В сентябре 2012 года ANN в лице Александра Мамута продала свою долю в «Евросети» МегаФону. Собственниками компании на июль 2014 являются «Вымпелком» (50%) и «Мегафон» (50%).

Добавлено: 25.09.2007
Обновлено: 12.09.2016
Реклама на brandpedia.ru