Siemens - история бренда

Siemens AG — международный концерн, работающий в области электротехники, электроники, энергетического оборудования, транспорта, медицинского оборудования и светотехники, а также специализированных услуг в различных областях промышленности, транспорта и связи. Штаб-квартиры находятся в Берлине и Мюнхене.

Основатель фирмы является известный германский инженер, изобретатель, учёный, видный политический и общественный деятель Вернер Сименс. Он, совместно с Иоганном Гальске, создал фирму Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske, официально приступившую к работе 12 октября 1847 и занимавшуюся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. Финансовую поддержку компании оказал двоюродный брат Вернера, советник юстиции Иоганн Георг Сименс. Он внёс стартовый капитал в размере 6842 талера для оплаты расходов по найму помещения, жалования, текущих расходов в приобретении инструментов и необходимого материала.
 
В 1848—1849 годах фирма S&H построила первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне. Первым сообщением, переданным по ней 28 марта 1849 года, стало известие о том, что Франкфуртское национальное собрание, заседавшее в церкви Святого Павла, предложило титул наследного кайзера Германии прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Одновременно с этой линией было начато строительство линий, связавших Берлин с Кёльном, Гамбургом, Бреслау и Штеттином.

В 1849 году состоялось основание первого подразделения фирмы за пределами Германии — в Лондоне Вильгельм фон Сименс, брат Вернера Сименса, основал агентство компании S&H, а в 1850 году там же была основана дочерняя компания. В 1858 году ею была открыта телеграфная фабрика в Финсбери (англ.), а затем, в 1863 году — фабрика по производству морского телеграфного кабеля в Вулидже (ныне часть Лондона).
 
Компания продолжала развивать телеграфную сеть в Европе — в 1851 году Датское Королевское телеграфное управление заказало компании стрелочный телеграф, а год спустя правительство Нидерландов заказало оборудование, связавшее Роттердам с Бельгией.
 
Несмотря на успехи, начальный период истории фирмы не обошёлся без неприятных моментов. В 50-х годах XIX века разногласия с телеграфным ведомством Пруссии вылились в отмену всех заказов, что привело к серьёзному кризису молодой фирмы. Однако, компания получила заказы из России. В 1853 году Siemens & Halske начала строительство русской телеграфной сети, которое завершилось через два года. Сеть покрыла расстояние свыше 10 000 км, протянувшись от Финляндии до Крыма. В 1853 — 1854 годах, по заказу Швеции были построены телеграфные линии Стокгольм — Гётеборг и Стокгольм — Мальмё. В 1856 году началось строительство телеграфных сетей в Османской Империи, завершившееся к 1881 году.

В 1851 году в Лондоне, в знаменитом Хрустальном Дворце прошла Первая Всемирная промышленная выставка. На ней стрелочный телеграф S&H был отмечен высшей наградой — медалью муниципалитета Лондона.
 
В 1862 году компания построила подводную линию, связавшую испанскую Картахену с алжирским Ораном.
 
В 1868 году компанией начато строительство Индоевропейской телеграфной линии, торжественное открытие которой состоялось в 1870 году. Линия, длина которой составляла 11 000 км, связала Лондон и Калькутту через Берлин, Варшаву, Одессу, Керчь, Тифлис и Тегеран. Телеграмма проходила линию из конца в конец за 28 минут, что по меркам того времени было фантастической скоростью. Линия проработала до 1931 года — более 60-и лет.
 
В 1872 году телеграфная линия длиной 2700 км связала южное и северное побережье Австралии, протянувшись от Аделаиды до Дарвина. Всё оборудование было поставлено лондонской компанией Siemens Brothers. В том же году была начата укладка морского телеграфного кабеля между Рио-де-Жанейро и Монтевидео, завершённая в 1875.
 
В 1873 году Иоганн Зигмунд Шуккерт основал электротехническую мастерскую в Нюрнберге.

В 1874 году было построено специальное судно-кабелеукладчик «Фарадей», которое за годы службы проложило более 80 000 километров кабельных линий — ими можно было дважды опоясать Землю по экватору. Компания продолжала сотрудничество с кораблестроителями и впредь: так, пять лет спустя, в 1879 году Siemens & Halske оснастила три новейших немецких судна Hannover, Theben и Holsatia электрооборудованием: генераторами, прожекторами и интерьерным электрооборудованием, а ещё через три года компания оснастила датский броненосец Tordenskjold электрическим оборудованием.

В 1881 году компания построила первую в мире общественную гидроэлектростанцию в британском Годалминге на реке Уэй.
 
В 1879 году посетители Берлинской Выставки смогли увидеть первую в мире электрическую железную дорогу — маленький локомотив возил по кругу вагончики и при этом двигался без шума пара и клубов дыма. Однако уже 16 мая 1881 года между станцией Лихтерфельде Анхальтской железной дороги и Кадетским Колледжем Берлина было открыто трамвайное сообщение. Длина пути составляла 2,5 км, максимальная скорость вагона — 30 км/ч. В 1883 году строится электрифицированная железная дорога в ирландском графстве Антрим, в том же году вступил в строй первый регулярный европейский трамвайный маршрут от Мёдлинга до Хинтербрюля (близ Вены). В 1887 году трамвай появился в Будапеште. В 1890 году лондонская линия City and South London Railway была оснащена электрическими локомотивами фирмы Siemens Brothers. В 1892 году началось сооружение пражского трамвая, завершённого девять лет спустя. В 1893 первый трамвай появился в Южном полушарии — в австралийском Хобарте. В 1896 году началось сооружение трамвайной линии в моравском Оломоуце. В мае 1896 года компанией Siemens & Halske была открыта первая на европейском континенте линия метро в Будапеште — только за первый год работы она перевезла 4 млн человек. А через год началось строительство метро в Берлине, завершённое в 1902 году. В 1899 году компания построила пекинский трамвай — первый в Китае. В том же году трамваи, построенные компанией, соединили голландские Харлем и Зандвоорт. В начале 1903 года на тестовой линии Мариенфельде — Цоссен экспериментальный высокоскоростной локомотив, созданный при участии компании Siemens & Halske, показал рекордную скорость 210,2 км/ч.
 
Siemens & Halske стала первым в Германии производителем ламп накаливания, начав производство в 1881 году. В 80-х годах XIX века компания осуществила два знаковых проекта в России — сконструировала систему освещения Невского проспекта и установила систему освещения Зимнего дворца. Вернер фон Сименс назвал последнюю «величайшей и самой впечатляющей системой освещения в мире». Также в 1883 году компания оснастила электрическим освещением дворец султана Джокьякарты.

В 1897 году компания была преобразована в акционерное общество Siemens & Halske AG с общим капиталом в 35 млн марок. 8 марта 1899 года произошло публичное размещение акций компании на бирже Deutsche Borse.
 
Компания проявляла заботу о своих сотрудниках. Ещё в 1849 году был основан фонд выплат по нетрудоспособности для сотрудников компании, в 1872 году был основан пенсионный фонд. Через год, в 1873, в компании был введён 9-часовой рабочий день, а в 1891 году — 8,5-часовой рабочий день. В 1886 году были основаны комбинаты питания для сотрудников. В 1888 компания ввела собственное медицинское обслуживание. В 1906 году открылась первая заводская библиотека для рабочих. В 1908 году — основан фонд медицинского страхования компании, а в 1910 году компания открыла (при непосредственном участии Герты Харриес, урождённой фон Сименс, младшей дочери Вернера фон Сименса) спа-санаторий Эттерхаус для своих сотрудников в городе Бад-Гарцбург. В том же году компания начала выпуск слуховых аппаратов — все нуждавшиеся сотрудники и члены их семей получали их бесплатно.
 
Компания продолжала экспансию в различные страны: в 1887 году Герман Кесслер открыл первый офис Siemens в Японии, в 1900 году S&H подписала агентский договор с компанией B. Grimm & Co., представлявшей интересы S&H в Сиаме. В 1909 году компания открыла свой первый офис в индонезийской Сурабае.
 
В 1903 году Siemens и AEG основали компанию Gessellschaft fur drahtlose Telegraphie System Telefunken (хорошо известную как Telefunken).
 
В том же году компания Siemens & Halske приобрела компанию Elektrizitats-Aktiengesellschaft vorm. Schuckert & Co. и, соединив с собственными активами, образовала компанию Siemens-Schuckertwerke GmbH (AG с 1927 года).
 
В 1909 году компания запустила в эксплуатацию первый в Германии городской телефонный коммутатор с автоматическим вызовом абонента. Он был сооружён в Мюнхене-Швабинге и первоначально рассчитан на 2500 абонентских линий.

В 1910 году компания построила в Италии одну из первых ГАЭС в мире на реке Стура-ди-Виу (ит.) в Пьемонте. В том же году была построена линия трамвая в хорватском Аграме.

23 января 1911 года мягкий дирижабль, построенный компанией Siemens-Schuckertwerke GmbH, совершил свой первый 40-минутный полёт. Его длина составляла 118 м, объём газа 13500 м?, он мог перевозить 24 пассажира. Два четырёхцилиндровых двигателя фирмы Daimler мощностью 125 л. с. каждый позволяли дирижаблю развивать скорость 72 км/ч.
 
Siemens-Schuckertwerke GmbH занималась также производством автомобилей — в 1908 году компания приобрела немецкого производителя автомобилей Protos Automobile GmbH. Автомобили Protos были неоднократными призёрами различных гонок. В ралли «Вокруг света», стартовавшем в Нью-Йорке 12 февраля 1908 года, победил Ганс Кёппен на автомобиле Protos, первым прибывший в Париж пять месяцев спустя. Однако в 20-х годах XX века производство автомобилей было прекращено. В то же время под маркой «Protos» компания выпускала различную бытовую технику.
 
В 1913 году по заказу шведской железнодорожной компании SSW и ASEA поставили два экспресса и 13 грузовых локомотивов.
 
К 1914 году в компании и подконтрольных ей структурах работало 82000 сотрудников, она была одним из крупнейших концернов в области электротехники. Однако начавшаяся Первая мировая война нанесла серьёзный удар: многие иностранные дочерние общества и подразделения были национализированы, произошли структурные изменения рынков сбыта.
 
В 1917 году компания Siemens-Schuckertwerke GmbH построила Siemens SSW R VIII — самый большой биплан в мире.

Прямыми последствиями Первой мировой войны для компаний, входивших в состав группы, стали потеря большей части иностранной собственности, утрата практически всех патентных прав в иностранных государствах и половины капитала. В это трудное время во главе компаний Siemens & Halske AG и Siemens-Schuckertwerke GmbH в 1919 году встал Карл Фридрих фон Сименс, третий сын Вернера фон Сименса — под его руководством компании начали восстанавливаться.
 
В 20-х годах XX века Карл Фридрих фон Сименс, следуя принципам, заложенным его предшественниками, начал выстраивать «Дом Сименса» — мощную холдинговую компанию, чьи дочерние компании работали в различных отраслях электротехнической промышленности. Термин «Дом Сименса» был введён им, чтобы избежать определения «концерн», но подчеркнуть единство множества независимых компаний.
 
Несмотря на тяжёлое послевоенное положение в экономике, компания продолжала проводить социальную поддержку своих сотрудников. С этой целью в 1919 году был основан департамент социальной политики.

Так, ещё в 1918 году компании Siemens & Halske, AEG и Auer-Gesellschaft объединяют свои производства ламп накаливания и светотехники в компанию OSRAM GmbH KG. В 1920 году на базе подразделения компании, производившего прожекторы, системы управления огнём для артиллерии и системы связи и управления для военных и коммерческих судов, была основана компания Gesellschaft für elektrische Apparate GmbH (Gelap).

Не забывала компания и о международном бизнесе. Так, в 1923 году была основана японская компания Fuji Denki Seizō K.K. (富士電機製造株式会社, англ. Fuji Electric Company) — совместное предприятие по выпуску электрического оборудования с Furukawa Denki Kōgyō (古河電気工業). Позднее, в 1984 году эта компания стала называться Fuji Electric.
 
В 1924/1925 финансовом году компания начала вводить конвейерные сборочные линии на своих предприятиях — так выпуск пылесосов Protos вырос сначала до 125 штук в день, а за 1926/1927 финансовый год компания выпустила уже 129074 пылесоса. Также конвейерной сборкой производились электрические утюги, фены, тостеры и другие бытовые приборы, востребованные рынком: за два года — с 1925 по 1927 — число подключённых к электросети домохозяйств Германии выросло с 25 % до 50 % от общего числа.

В 1925 году произошло знаковое событие для компании Siemens & Halske — совместно с компанией Reiniger, Gebbert & Schall из Эрлангена была образована компания по выпуску медицинского оборудования Siemens-Reiniger Veifa Gesselschaft für medizinische Technik GmbH (с 1932 года Siemens-Reiniger-Werke AG) — крупный производитель диагностических и терапевтических медицинских аппаратов, в частности, рентгеновского оборудования. В том же году немецкие химики Ида Таке и Вальтер Ноддак совместно с рентгенологом Отто Бергом (специалистом компании Siemens & Halske) при проведении исследований в лаборатории компании открывают новый химический элемент — рений.
 
В 1926 году компания устанавливает систему управления дорожным движением на Potsdamer Platz в Берлине.
 
В 1928 году была образована крупнейшая в Европе компания по производству угольных электродов и аморфного углерода Siemens-Planiawerke AG. В том же году для развития технологии звукового кино Siemens & Halske и AEG организовали компанию Klangfilm GmbH.

В 1929 году сошёл со стапелей роскошный быстроходный пассажирский лайнер «Бремен» — будущий обладатель «Голубой ленты Атлантики», — для которого компания поставила оборудование связи, управляющие системы и измерительные системы. В июле того же года совершил пробный полёт гидроплан Dornier Do X, оснащённый 12 двигателями Siemens «Jupiter». При размахе крыльев 48 м и длине 40 м долгое время он оставался крупнейшим гидропланом мира.
 
Примечательной вехой в истории развития железнодорожного транспорта стал локомотив E 44 (BoBo) — многоцелевой электровоз, разработанный в 1930 году Вальтером Рейхелем и построенный компанией Siemens. При массе всего лишь 78 метрических тонн он выгодно отличался от конкурентов своей экономичностью. В 1932 году между Гамбургом и Берлином начал совершать рейсы один из первых в мире высокоскоростных электропоездов Flying Hamburger. Электрическое оборудование для экспресса, развивавшего скорость 165 км/ч, поставила компания Siemens-Schuckertwerke.
 
Первые факсимильные системы, позволяющие осуществлять передачу изображений, также были разработаны в 20-х годах XX века. В 1927 году факсимильная линия, использующая систему Siemens-Karolus-Telefunken, связала Берлин и Вену. Новая технология особенно полюбилась журналистам, так как позволяла передавать изображения в редакцию.

Дальнейшим развитием телеграфа стал телепринтер (телекс) — печатающая машинка, оснащённая возможностью передачи и получения сообщения. В 1933 году, по рекомендации Siemens & Halske, Рейхспочта Германии запустила использование первой общественной телексной сети между Берлином и Гамбургом. Компания также уделяла внимание повышению пропускной способности каналов связи. Так, в 1936 году Siemens & Halske впервые в мире успешно удалось осуществить одновременную передачу 200 телефонных звонков и телевизионного сигнала по коаксиальному кабелю.
 
В 1933 году была основана компания Siemens Apparate und Maschinen GmbH, состоявшая из Gelap и Flugmotorenwerk — фабрики авиационных моторов — компании Siemens & Halske AG. Компания производила электрическое оборудование и точную механику для армии, ВМФ и торгового флота. В 1936 году Flugmotorenwerk отошла в собственность компании Brandenburgische Motorenwerke GmbH (Bramo), а в 1940 году, в итоге, к компании Luftfahrtgerätewerk Hakenfelde GmbH (LGW).
 
В 1935 году компания создаёт центральный департамент рекламы, занимающийся маркетингом и рекламной деятельностью компании. Его возглавил Ганс Домицлафф, видный немецкий маркетолог и дизайнер, создавший популярные в то время бренды сигарет «R6» и «Ernte 23».
 
В 1935 году из состава Fuji Denki Seizō K.K. выделяется компания Fuji Tsūshinki Seizō (富士通信機製造, англ. Fuji Telecommunications Equipment Manufacturing), занимавшаяся оборудованием для телефонии и ставшая впоследствии компанией Fujitsu.
 
В 1937—1941 годах компания осуществила важные проекты в Афганистане. Были построены гидроэлектростанции Вардак (Wardack), снабжавшая электричеством Кабул, и Пул-и-Гомри (Pul-i-Ghomri), предназначенная для снабжения текстильных фабрик.

Поскольку компании, входившие в «Дом Сименса», производили военную технику, оборудование двойного назначения и оборудование для инфраструктуры, они, естественно, были тесно связаны с нацистским режимом, пришедшим к власти в 1933 году. Однако фактический глава «Дома Сименса» Карл Фридрих фон Сименс национал-социалистам явно не симпатизировал — при Веймарской Республике он долгие годы был членом Рейхстага от Германской Демократической партии, — что выливалось в трения с властями и осторожную критику режима до самой его смерти в 1941 году.
 
Осенью 1943 года компания начала поставки радарной системы Siemens Jagdschloß, первой радарной системы с обзорным сканированием, имевшей в различных модификациях предельную дальность обнаружения самолёта от 150 до 300 км.
 
Одновременно с трудом наёмных рабочих на заводах и фабриках компании широко использовался подневольный труд заключённых концлагерей, военнопленных, узников гетто и «остарбайтеров». По данным самой компании, к осени 1944 года на «Сименсе» было 50 тысяч подневольных рабочих — примерно пятая часть всего персонала. Так, на фабрике в Равенсбрюке, где производилось оборудование связи, работало более 2000 женщин — заключённых концлагеря Равенсбрюк. Компания Siemens Schuckertwerke AG также владела фабрикой в концлагере Бобрек — одном из приблизительно сорока лагерей концентрационного лагеря «Аушвиц-3», входившего в структуру концлагерного комплекса, известного под общим названием «Освенцим». Жильбер Мишлен, бывший заключённый Бобрека, в своих мемуарах отмечал, что условия проживания были такими же некомфортными, как в Биркенау, однако не было ни газовых камер, ни побоев, а также был установлен выходной день — воскресенье. Кроме подневольного труда узников лагеря «Равенсбрюк» и «Аушвиц III» компании, входившие в «Дом Сименса», использовали труд заключённых концентрационных и трудовых лагерей. Так, на Siemens Bauunion GmbH работали заключённые концентрационных лагерей «Эбензее» (de:KZ Ebensee), «Плашув», «Гросс-Розен», а также на медных шахтах в сербском Боре.
 
Впоследствии концерн Siemens AG образовал специальный фонд для лиц, работавших по принуждению во время Второй мировой войны на компании, входившие в «Дом Сименса».
 
В 1944 году компания построила бетатрон на 6 МэВ.
 
Весной 1945 года компания подготовила оборудование для постройки первой коммерческой высоковольтной линии постоянного тока напряжением 440 кВ. Однако оборудование захватили части Красной Армии, оно было вывезено в СССР в счёт репараций и было использовано для строительства линии Кашира—Москва. 20 апреля 1945 года директора компании приняли решение о прекращении деятельности всех берлинских предприятий.
 
Большое число сотрудников компаний погибло в ходе боёв на заключительной стадии Второй мировой войны в Европе. Также имеются сведения о самоубийствах: так, в отчёте компании от 4 мая 1945 года имеется запись о 65 покончивших с собой сотрудниках, в том числе председателе Берлинского Совета Рабочих компании, покончившего жизнь самоубийством вместе с женой и ребёнком после того, как их дом выгорел дотла.

По окончании Второй мировой войны компании «Дома Сименс» находились в сложном положении, потеряв 4/5 активов и большинство производственных мощностей, а также лишившись многих сотрудников, в том числе председателя совета директоров S&H Хайнриха фон Буоля, вывезенного советскими представителями в Москву и покончившего с собой 2 мая 1945 года, и председателя совета директоров SSW Рудольфа Бингеля, сотрудничавшего с нацистами и умершего в перевалочном лагере 22 сентября 1945 года. Джозеф Визен в своей книге West German Industry and the Challenge of the Nazi Past, 1945—1955 приводит слова одного русского полковника: «Hitler Kaputt, Berlin Kaputt, Siemens Kaputt».
 
Однако восстанавливающаяся экономика Германии требовала активного роста промышленного производства — компании, входящие в «Дом Сименса», стали одними из локомотивов «немецкого экономического чуда».
 
Активно на рынке работала Siemens-Reinigerwerke AG. В 1950 был представлен Phonophor Alpha, карманный слуховой аппарат. В 1960 компания выпустила очки со встроенным слуховым аппаратом, а год спустя появилась Auriculina — первая заушная модель с фронтальным приёмом звука. В 1966 году компания выпустила свой первый внутриушной аппарат Siretta.
 
В 1958 году компания Siemens-Elema представила первый в мире имплантируемый кардиостимулятор.
 
В 1959 году компания Siemens-Schukertwerke представила модульную электронную систему управления SIMATIC, ставшую важной вехой в развитии промышленной автоматизации. Сегодня SIMATIC — это целое семейство продуктов, систем и решений в области автоматизации, применяемых в различных областях промышленности, энергетики и транспорта.
 
В 50-е годы в компании Siemens начались работы в области атомной энергетики. В 1963 году начались поставки исследовательских атомных реакторов. Обмен технологиями с компанией Westinghouse позволил разработать несколько типов реакторов, способных работать на природном или слабообогащённом уране.
 
В 1965 году американский межпланетный зонд Mariner IV, оснащённый триодами с дисковыми выводами фирмы Siemens & Halske, впервые передал на Землю фотографии поверхности Марса. В том же году компания представила VIDOSON — первое в мире ультразвуковое диагностическое устройство, работающее в реальном масштабе времени.

В 1966 году компании Siemens & Halske AG, Siemens-Schukertwerke AG и Siemens-Reinigerwerke AG объединяются в Siemens AG.
 
В 1967 году концерн совместно с Robert Bosch GmbH основал компанию по производству бытовой техники Bosch und Siemens Hausgeräte GmbH, а также приобрёл компанию Zuse KG, одного из пионеров в области компьютерных технологий.
 
В соответствии со стратегическим соглашением в 1969 году Siemens и AEG объединили свои активы по производству оборудования для генерации электроэнергии в компанию Kraftwerk Union AG (KWU), чуть позднее таким же образом появилась компания Transformatoren Union AG (TU), производящая трансформаторное оборудование.
 
В 1969 году компания произвела первую серьёзную реорганизацию своей корпоративной структуры. Были сформированы шесть крупных независимых операционных групп:
- Components (Компоненты)
- Data Systems (Системы обработки данных)
- Power Engineering (Энергетическое машиностроение)
- Electrical Installations (Электроустановочное оборудование)
- Medical Engineering (Медицинская техника)
- Telecommunications (Телекоммуникации)

Также существовали центральные службы для обеспечения единой политики развития и функционирования компании.

В 1968 году была сдана в эксплуатацию АЭС в Обригхайме на реке Некар. АЭС мощностью 328 МВт стала первой немецкой АЭС, оснащённой ядерным реактором, охлаждаемым водой под давлением.
 
Гидроэнергетика также была одним из стратегических направлений деятельности компании. В 1978 году концерн Siemens AG начал поставки генераторов для крупнейшей в мире гидроэлектростанции Итайпу на границе Бразилии и Парагвая. Строительство этой станции оказало очень серьёзное влияние на окружающую экосистему.
 
С начала 70-х годов компания активно занималась исследованиями разработками в области энергетики с использованием альтернативных источников — солнечной (ныне Shell Solar), геотермальной. Также в компании продолжались разработки, призванные повысить эффективность и экологичность тепловых электростанций — паровых, газовых и комбинированных парогазовых установок.
 
Важные разработки были сделаны компанией и в области распределения электроэнергии — в 1964 году были представлены выключатели, в которых в качестве дугогасящей среды вместо сжатого воздуха или масла был применён гексафторид серы SF6. Эта технология используется и сегодня. Развитие силовой электроники позволило компании Siemens осуществить ещё один смелый новаторский инженерный проект. В 1975 году ею, совместно с компаниями AEG и Brown, Boveri & Cie, была построена первая в мире тиристорная высоковольтная линия постоянного тока (HVDC) от гидроэлектростанции Кабора Брасса в Мозамбике до ЮАР, протяжённостью 1400 км.
 
В 1975 компании Siemens и Fanuc Ltd подписали соглашение в области продаж ЧПУ. Однако спустя 10 лет Еврокомиссия сочла это нарушением антимонопольного законодательства и оштрафовала обе компании на миллион экю.

В 1974 году Siemens AG, опять же в сотрудничестве с AEG и Brown, Boveri & Cie, начал разработку маглева на принципе EDS. В том же году департамент KWU поставил реакторы для электростанции в иранском Бушере, а также был запущен в опытную эксплуатацию Блок А на атомной электростанции в Библисе. На момент запуска эта электростанция мощностью 1200 МВт была крупнейшей в мире.
 
В 1977 году компания представила Echopan KS — импульсную ультразвуковую систему для неинвазивного исследования сердца (ультразвуковая кардиография).
 
В 1978 году была приобретена компания Allis-Chalmers Corporation.
 
В 1980 году в Гамбурге вступила в строй первая АТС, использующая технологию EWSD, разработанную компанией.

В 1985 году Siemens вошёл в состав консорциума, разработавшего и запустившего в серию высокоскоростные поезда ICE. Компания поставляет электронные и электрические компоненты для этих поездов.

6 июля 1986 года Карл Хайнц Бекуртс, руководивший исследованиями компании в области обороны в рамках СОИ, и его водитель Экхардт Гропплер погибли от взрыва дистанционно управляемой бомбы близ городка Штраслах. Ответственность за взрыв взяла на себя леворадикальная немецкая организация Rote Armee Fraktion (RAF).
 
В 1987 году компания приобрела бельгийскую компанию ADB Airfield Solutions, занимающуюся оснащением аэропортов и аэродромов осветительной техникой.

В 1990 году была образована компания Siemens Nixdorf Informationssysteme.
 
В 1991 году постановлением 92/483/EEC Еврокомиссия признала противоречащим закону получение бельгийским отделением Siemens 17 грантов от властей Брюсселя. В октябре того же года компания выкупила у Texas Instruments бизнес по производству ПЛК и промышленных систем автоматизации.
 
В 1992 году концерн представил сотовый телефон Siemens P1, весом 2,2 кг, предназначенный для работы в общеевропейской сети на основе «Global System of Mobile Communication» (GSM), представленной компаниями Mannesmann D2 и Deutsche Telekom. В том же году на рынке появился действительно мобильный телефон C4 compact, весом всего 600 г.
 
В 1997—1999 году компания произвела реорганизацию, её структура стала близка к современной. В результате реорганизации получили независимость такие компании, как производитель интегральных микросхем Infineon Technologies AG, Sirona Dental System — компания по производству стоматологического оборудования, EPCOS AG, Wincor Nixdorf AG, SIPOS Aktorik GmbH (производитель электрических приводов для клапанов и задвижек). Была образована компания Fujitsu Siemens Computers BV, как совместное предприятие с Fujitsu Ltd.

В 1997 коренной реорганизации подверглось и направление электротехники, автоматизации и решений для промышленности и инфраструктуры зданий. Департаменты Industrial Projects and Technical Services (ATD), Production and Logistics Systems (PL) и Automation and Drives (A&D) заменили существовавшие до того Industrial and Building Systems (ANL), Drives and Standard Products (ASI) и Automation (AUT). 1 октября 1998 года в состав компании вошли компании Cerberus и Landis & Staefa, бывшие до этого частями швейцарской промышленной группы Elektrowatt. Они, вместе с собственными активами Siemens AG, образовали департамент Siemens Building Technologies (SBT), производящий продукты, услуги и решения по автоматизации, вентиляции, кондиционированию и безопасности зданий и сооружений. Так же в этом году вышел первый в мире телефон с цветным дисплеем — Siemens S10.
 
Карта Multimedia Card была представлена концерном Siemens AG совместно с SanDisk в 1997 году. В том же году компанией был выпущен первый в мире цифровой слуховой аппарат с системой двойных микрофонов и цифровой обработкой голоса. В 2003 году Siemens Hearing Solutions представила на рынок устройство Prisma 2K — его версию для новорожденных, грудных и детей раннего возраста.
 
В 1998 году компания представила первый в мире пылевлагозащищённый сотовый телефон для любителей активного отдыха. Модель Siemens S10 D Active была стойкой к ударам и пыли, обладала 6-строчным цветным дисплеем и литий-ионной батареей. В том же году компания оснастила международный аэропорт Осло — Гардермуэн первой в мире системой A-SMGCS (Advanced Surface Movement Guidance and Control System).
 
В 1999 создан первый в мире сотовый слайдер (Siemens SL10).

В 2000 году компания прекратила собственное производство пассивных электрических компонентов, продав подразделение Siemens Electromechanical Components GmbH & CO. KG американской компании Tyco International, и ушла с рынка ИБП, выделив это производство в компанию Masterguard GmbH. В том же году были приобретены компании Milltronics, канадский производитель средств измерения уровня и расхода сыпучих веществ, и немецкая Axiva GmbH & Co, специализирующаяся в области решений для фармацевтической и химической промышленности.
 
В 2000 году Roke Manor Research Ltd., дочерняя компания Siemens AG, впервые в мире осуществила передачу потокового видео по сети стандарта UMTS.

12 марта 2001 года компания провела листинг на NYSE.
 
В 2001 году, в результате покупки британским оператором связи Vodafone немецкого концерна Mannesmann AG, Siemens AG получил возможность приобрести активы Atecs Mannesmann AG, которые не интересовали телекоммуникационного гиганта, но прекрасно вписывались в рыночную стратегию самого Siemens, — производство автомобильных компонентов (бывшие компании VDO Adolf Schindling AG и Boge GmbH), производство систем и решений для логистики, компрессоров, насосов, кранов (Mannesmann Dematic AG) и многие другие производства. (Часть активов Mannesmann AG отошла фирме Robert Bosch GmbH.) Часть этих производств являлись непрофильными активами для концерна, поэтому позднее была заключена сделка по продаже инвестиционной компании KKR:
- Mannesmann Plastics Machinery (MPM) — производство полимеров;
- Demag Cranes & Components GmbH — производитель подъёмных кранов, а также систем управления поставками сырья и логистикой;
- Stabilus GmbH — один из ведущих поставщиков газовых амортизаторов;
- Gottwald Port Technology GmbH — крупный производитель передвижных портовых кранов и систем автоматизации работы морских терминалов;
- Siemens Metering (ныне LANDIS+GYR AG) — производитель электроизмерительного оборудования и систем АСКУЭ;
- Siemens Ceramics (CE) — подразделение, занимавшееся производством катализаторов, диэлектриков, алюмокерамики, пьезоэлементов и технического оборудования;
- подразделения департамента ICN в Великобритании, Франции и Италии, занимавшиеся планированием, строительством и поддержкой сетей передачи данных.
 
В том же году компания приобрела подразделение по выпуску мобильных телефонов фирмы Robert Bosch GmbH, в связи с уходом последней с телекоммуникационного рынка, а также передала все свои активы (бывший дивизион KWU Nuclear), связанные с атомной энергетикой в компанию Framatome ANP. Это во многом было связано с критикой со стороны имевших тогда большой политический вес «зелёных», считавших ядерные электростанции небезопасными. Аналогичной критике подвергалась деятельность Siemens в области гидроэнергетики, поэтому на основе подразделения KWU Hydro была сформирована совместная компания Voith Siemens Hydro, где компании Siemens принадлежит 35 % акций.

В 2004 году итальянская прокуратура обвинила Siemens в том, что компания позволила двоим своим сотрудникам заплатить взятку бывшему руководству Enelpower, подразделению итальянского энергетического концерна Enel, в размере €6 млн для получения контрактов на поставки газовых турбин в 2000 году. В этом скандале, по данным агентства Reuters, оказались замешаны также французская Alstom и шведско-швейцарская ABB. В мае 2007 года суд города Дармштадт приговорил двух менеджеров компании, курировавших эту сделку, к штрафам и условным срокам заключения. Решением суда Андреас Кляй был приговорён к двум годам тюремного заключения условно и к штрафу в 400 тыс. евро. Его сообщник Хорст Фигенер, пошедший на сотрудничество со следствием, получил девять месяцев условно. Сам концерн был оштрафован на 38 млн евро, что составляет менее трети от выгоды, полученной компанией в результате сделки.
 
В 2002 году была открыта магнито-левитационная дорога от шанхайского аэропорта Пудун до Шанхая, созданная при участии компании Transrapid — дочернего предприятия Siemens AG и ThyssenKrupp.
 
Дочерняя компания концерна Roke Manor Research оснастила британский марсианский зонд «Beagle 2» радарной системой измерения высоты. К сожалению, миссия зонда закончилась неудачей (вероятно, в результате потери связи с ним).
 
В том же году компания приобрела подразделение Flow Division у датской компании Danfoss — этим приобретением компания усилила свои позиции на рынке средств измерения расхода жидкостей и газов.
 
В июле 2003 года компания завершила приобретение подразделения по выпуску промышленных турбин у компании Alstom.
 
В октябре 2003 года шведский концерн Getinge AB приобрёл за 200 млн евро подразделение Siemens Life Support Systems (LSS), входившее в состав Siemens Medical Solutions. Приобретённое подразделение, специализирующееся на производстве аппаратов ИВЛ (SERVO-i и SERVO-s) и наркозных аппаратов (KION), было включено Getinge AB в свою дочернюю компанию MAQUET.
 
К Летней Олимпиаде 2004 года, проводившейся в Афинах, концерн провёл серьёзную модернизацию инфраструктуры города.
 
2004 год стал годом крупных приобретений для компании. У Chrysler Group были приобретены заводы в Хантсвилле, штат Алабама, производящие электронные компоненты для автомобилей марок Dodge, Jeep и Chrysler. Чуть позже был приобретён датский производитель ветряных электростанций Bonus Energy A/S. Возрастающая потребность человечества в чистой воде побудила компанию приобрести и американскую компанию U.S.Filter, специализирующуюся на решениях в области очистки и подготовки воды.
 
В 2005 году Хайнриха фон Пирера на посту CEO сменил Клаус Кляйнфельд. С его приходом продолжилось усиление рыночных позиций компании. Были приобретены:
- CTI Molecular Imaging, Inc. (США), технологии молекулярных изображений.
- Flender Holding GmbH, производитель промышленных электроприводов и механических приводов.
- Robicon Corporation (США), производитель промышленных электроприводов.
- VA Technologie AG (Австрия), компания, специализирующаяся в области распределения электроэнергии и металлургии.
- Wheelabrator Air Pollution Control Inc. (США), специализирующаяся на технологиях очистки выбросов тепловых электростанций.
 
В октябре 2005 Siemens продал своё убыточное подразделение по производству мобильных телефонов, Siemens Mobile, впоследствии BenQ Mobile GmbH & Co. OHG, тайваньской компании BenQ. По условиям соглашения BenQ Corp. получило лицензию на выпуск в течение 1,5 лет телефонов под маркой Siemens, а в течение 5 лет — право выпускать телефоны под логотипом BenQ-Siemens.
 
С 1 октября 2005 года был расформирован департамент Siemens Logistics & Assembly (L&A). Подразделения, занимающиеся автоматизацией почтовых служб Postal Automation (PA) и инфраструктурой аэропортов Airport Logistics (AL), отошли к департаменту Industrial Solutions and Services (I&S). Подразделение систем сборки электронных компонентов Electronic Assembly Systems (EA) вошло в состав департамента Automation and Drives (A&D). Прочие подразделения, специализирующиеся в области логистики и хранения материалов — Distribution and Industry (DI), Material Handling and Production (MHP) и Customer Services (CS), были выделены в дочернюю компанию Dematic GmbH & Co. KG, и в июне 2006 Siemens AG продал эту компанию — ведущего мирового производителя логистических систем — независимому инвестору Triton AG.
 
В апреле 2006 года вступила в промышленную эксплуатацию 290-километровая подводная Высоковольтная линия постоянного тока Basslink, соединившая континентальную Австралию и Тасманию, построенная департаментом Siemens PTD совместно с итальянской компанией Prysmian.
 
В июне 2006 года Siemens AG приобрёл у концерна Bayer AG подразделение Bayer Diagnostics, занимающееся решениями для диагностики in vitro в медицине за €4,2 миллиарда. Подразделение с оборотом €1,43 миллиарда и 5400 сотрудниками (в 2005 финансовом году) будет полностью интегрировано в состав Siemens AG во втором квартале 2007 года.
 
В 2006 году Siemens AG приобрёл немецкого производителя энергетического оборудования AG Kühnle, Kopp & Kausch.

19 июня 2006 Siemens и Nokia объявили о решении объединить свои отделения по производству телекоммуникационного оборудования в новую компанию — Nokia Siemens Networks.

2 сентября 2006 года локомотив Siemens ES64U4 (Eurosprinter) (ÖBB 1216 050) установил мировой рекорд скорости — 357 км/ч на линии Нюрнберг — Ингольштадт около Хильпольтштайна.
 
С 1 октября 2006 года из состава департамента Siemens Communication Group в состав Automation & Drives было передано подразделение Wireless Modules — «Беспроводные модули», которое разрабатывает и поставляет беспроводные модули, комплексные решения для организации связи «машина-машина» (m2m), а также реализует всемирную программу поддержки интеграции и сертификации мобильных приложений. «Сименс» является ведущим поставщиком в мире на рынке беспроводных модулей для системных интеграторов и поставщиков мобильных решений. В данном сегменте на долю «Сименс» приходится около 38 % мирового рынка.
 
С января 2007 года концерн Siemens объединил направления деятельности по развитию ИТ решений, ИТ-услуг и предоставлению программного обеспечения в один департамент — Siemens IT Solutions and Services (SIS). В него вошли компания Siemens Business Services (SBS) и четыре центра по разработке и поставке программного обеспечения компании Siemens: Program and System Engineering (PSE), Siemens Information Systems Ltd. (SISL), Development Innovation and Projects (DIP) и Business Innovation Center (BIC).
 
4 января 2007 года Министерство юстиции и полиции Норвегии объявило Siemens AG основным контрактором для развёртывания новой системы службы экстренного вызова на всей территории страны. Новая сеть будет реализована на базе технологии TETRA (Terrestrial Trunked Radio).

В январе 2007 года у поездов MoMo, эксплуатируемых в Мельбурне, возникли проблемы с тормозными системами, их эксплуатация временно приостановлена.
 
18 января 2007 года Siemens AG и бельгийская SNCB подписали соглашение о поставке 60 мультисистемных локомотивов Eurosprinter ES60U3.
 
24 января 2007 года Siemens AG объявил о намерении приобрести компанию UGS Corp. — разработчика программного обеспечения PLM и PDM — за $3,5 млрд. Сделка была завершена 4 мая 2007 года, на базе UGS Corp. было организовано подразделение UGS PLM Software.
 
15 марта 2007 года Siemens AG и немецкая компания Angel Trains Europa GmbH подписали соглашение о том, что последняя приобретёт 16 региональных поездов Desiro ML для немецкого оператора Deutsche Regionalbahn GmbH. Помимо контракта на поставку и пятнадцатилетнее обслуживание поездов для линии Кёльн — Майнц контракт включает опцион на приобретение дополнительных 84 поездов.
 
27 апреля 2007 года Хайнрих фон Пирер ушёл с поста председателя совета директоров в связи с коррупционным скандалом.
 
19 марта 2007 года ETM professional control GmbH — производитель системы визуализации и управления процессом — стала 100%-ным дочерним предприятием департамента Siemens A&D
 
30 мая 2007 года компания объявила о заключении контракта на €161 млн с Northrop Grumman Corporation, о поставке базовых технологий для создания 100 систем сортировки плоской корреспонденции (конверты, журналы, каталоги) для Почтовой службы США. Также в мае была завершена поставка газовой турбины SGT-8000H для электростанции Иршинг в баварском городе Фобург-на-Дунае. По данным компании эта турбина, мощностью 340 МВт являлась на момент пуска крупнейшей газовой турбиной с воздушным охлаждением в мире и, возможно, самой большой газовой турбиной, когда-либо построенной. Её мощность эквивалентна суммарной мощности двигателей 13 самолётов Boeing 747 и производит электричество, достаточное для снабжения электроэнергией города, сравнимого по размерам с Гамбургом. Также в 2007 году компания представила первый в мире генератор на высокотемпературных сверхпроводниках.
 
30 июня компания приостановила деятельность в Судане в связи со сложившимися в стране гуманитарными условиями.
 
25 июля концерн объявил о продаже своего подразделения Siemens VDO Automotive AG компании Continental AG и приобретении Dade Behring Inc., занимающейся системами in-vitro-диагностики.
 
27 сентября компания объявила о подписании контракта с новозеландской государственной генерирующей компанией Meridian Energy Ltd. о строительстве крупнейшей на момент ввода в эксплуатацию оффшорной ветроэнергетической фермы. Суммарная выходная мощность 62 ветрогенераторов, расположенных в 15 километрах к западу от столицы страны, Веллингтона, составит около 140 мегаватт. В церемонии закладки приняла участие премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк.
 
22 ноября 2008 года концерн объявил о заключении контракта с испанской компанией ACS Actividades de Construcción y Servicios S.A. о поставке 50 ветрогенераторов мощностью 2,3 МВт каждый и турбины SST-700 для строящейся гелиотермальной электростанции Extresol I. Заказчиком электростанции выступил испанский энергетический концерн Iberdrola.
 
26 февраля 2008 года компания заявила о планах реструктуризации и частичной продажи Siemens Enterprise Networks. В результате работы лишатся 3800 сотрудников SEN, ещё 3000 рабочих мест будут выведены из структуры концерна. Немецкий профсоюз IG Metall выступил с критикой этого решения. В то же время, федеральный канцлер Ангела Меркель высказалась в поддержку действий компании.
 
4 марта 2008 года компания заявила о продаже подразделения Wireless Modules консорциуму в составе Granville Baird, T-Mobile Venture Fund, и Sapfi Kapitalmanagement. Сделка завершена к маю 2008 года.
 
15 мая 2008 года компания объявила о заключении соглашения с Société Nationale de Chemins de Fer Belge (SNCB) на поставку 305 региональных поездов Desiro ML, вмещающих до 280 пассажиров и развивающих скорость до 160 км/ч. Сумма заказа составила более 1,4 млрд евро. Начало производства первых поездов на фабрике компании в Крефельде запланировано на лето 2009 года
 
4 июня 2008 года компания объявила о продаже дочерней компании Napier Turbocharger, занимающейся разработкой и производством турбокомпрессоров и турбоускорителей для морского и железнодорожного транспорта и генерации электроэнергии. Покупателем выступила британская инвестиционная компания Primary Capital. Сумма сделки не была объявлена.
 
12 июня компания начала поставку HMI-системы SIMATIC WinCC версии 7.0.
 
16 июня в Нюрнберге на линии метро 3 была запущена в эксплуатацию первая в мире полностью автоматическая система метрополитена, способная работать на линиях совместно с поездами с машинистами. В Германии это система носит название RUBIN. В этот же день компания объявила о приобретении испанского производителя электроустановочного оборудования BJC.
 
8 июля компания объявила о планируемом сокращении 16750 сотрудников. Это решение было подвергнуто резкой критике со стороны политических и профсоюзных деятелей Германии.
 
29 июля 2008 года Siemens AG и немецкая ARQUES Industries AG подписали соглашение о передаче 80,2 % акций Siemens Home and Office Communication Devices GmbH & Co. KG (SHC) компании ARQUES с 1 октября 2008 года. Сумма сделки не разглашалась. 1 октября по завершении сделки компания SHC была переименована в Gigaset Communications GmbH.
 
В сентябре компания продала часть своего бизнеса, связанного с системами машинного зрения (камеры HawkEye 1600, системы UID, системы Visionscape и системы подсветки NERLITE). Компания заявила, что данный шаг связан с желанием сосредоточиться на системах распознавания образов и DMC.
 
23 сентября 2008 года компания объявила о подписании контракта с SNCB/NMBS на поставку 60 новых локомотивов HLE 18 семейства Eurosprinter, оснащённых системой ECTS. Также 25 локомотивов LE 4700 того же семейства будут поставлены португальской Caminhos de Ferro Portugueses.
 
25 сентября 2008 года компания OSRAM объявила о планах по замене всех ламп накаливания на энергосберегающие на Галапагосских островах. По данным компании это позволит сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 6000 тонн в течение срока службы ламп.

Новые проекты и изменения в направлениях деятельности
 
В 2008 году компания представила первый в мире высоковольтный трансформатор на 800 кВ для линии постоянного тока «Юннань — Гуандун».
 
Для проекта фрегата Class F125, строящегося Krupp Marine Systems AG и Fr. Lürssen Werft GmbH & Co. KG для ВМФ Германии компания будет поставлять систему движителя CODLAG (Combined Diesel Electric and Gas-turbine), а также системы автоматизации и управления для бортового оборудования ILASST, включая систему контроля боевых повреждений BDCS и систему обучения OBTS.
 
17 декабря 2008 года Siemens AG и Deutshe Bahn AG распространили совместный пресс-релиз, согласно которому последней будет приобретено 15 скоростных поездов типа ICE 3.
 
22 декабря 2008 года компания объявила о заключении с иракским правительством соглашения о поставке 16 газовых турбин суммарной мощностью 3150 МВт для новых электростанций Ирака.
 
26 января 2009 года компания Siemens AG объявила о будущем прекращении акционерного соглашения по компании Areva NP S.A.S., заканчивающегося 30 января 2012 года, и продаже своей доли мажоритарному акционеру Areva S.A.
 
20 марта 2009 года компании Tangshan Railway Vehicles Co. Ltd. (TC), Changchun Railway Vehicles Co. Ltd. (CRC) и Chinese Academy of Railways (CARS) подписали с концерном соглашение о поставке компонентов (электрооборудование и колёсные тележки) для 100 поездов CRH 3, базирующихся на платформе Siemens Velaro. Доля концерна составит около 750 миллионов евро в общем объёме поставок. Поезда предназначены для скоростных линий Пекин — Шанхай, Ухань — Гуанчжоу и Ухань — Шицзячжуан.
 
5 июня компании Siemens AG и StatOil объявили об установке первой в мире коммерческой плавающей ветроэнергетической турбины мощностью 2,3 МВт, производства Siemens Renewable Energy.
 
24 сентября 2009 года компания объявила о планируемой продаже компании ADB Airfield Solutions частному инвестиционному фонду Montagu Private Equity.
 
15 октября 2009 года концерн объявил о планируемом приобретении компании Solel Solar Systems Ltd. и интеграции её в департамент Siemens Renewable Energy.
 
29 декабря 2009 года компания объявила о планируемой продаже своего пакета акций компании Dräger Medical AG & Co. KG её мажоритарному акционеру Drägerwerk AG & Co. KGaA.

21 июня 2010 года в результате аварии электромобиля — реплики электромобиля Elektrische Viktoria, который производился компанией в начале XX века — погиб профессор Вильфрид Фельденкирхен, долгие годы возглавлявший архив компании.
 
28 июня 2010 года компания объявила о подаче заявки для получения разрешения на осуществление банковских операций в службу по контролю за финансовыми рынками BaFin (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht). 7 декабря данная лицензия была получена.

7 октября 2010 года было объявлено, что компания Eurostar выбрала концерн Siemens AG в качестве поставщика 10 скоростных поездов Velaro e320 . При этом общая сумма контракта составит 600 миллионов евро (при общих инвестициях в 700 миллионов фунтов стерлингов, включающих переоборудование имеющегося подвижного состава), предназначенных для работы на маршрутах между Лондоном и Кёльном/Амстердамом. Эти шестнадцативагонные составы длиной 400 метров соответствуют требованиям, предъявляемым к поездам, предназначенным для курсирования через Евротоннель и отличаются от более коротких двухсотметровых восьмивагонных Velaro D, которые Deutsche Bahn планирует поставить на маршрут до Лондона. Максимальная скорость поездов составит 320 км/ч, число мест — свыше 900.
 
В декабре 2010 года компания Atos Origin подписала соглашение о приобретении подразделения Siemens IT Solutions and Services (SIS) за 850 миллионов евро. В результате сделки компания Atos ожидает роста продаж до 9-10 миллиардов евро и рентабельности до 7-8 % к 2013 году. В рамках сделки Siemens AG получил 15 % в увеличившемся акционерном капитале компании Atos на срок не менее пяти лет. Дополнительно Siemens заключил семилетний аутсорсинговый контракт стоимостью около 5,5 миллиардов евро, по которому Atos будет обеспечивать IT-инфраструктуру и сервисы концерна.
 
20 июня 2011 года на авиашоу в Ле Бурже Diamond Aircraft Industries, Siemens AG и EADS представили первое в мире авиастредство — мотопланер DA36 E-Star — с гибридной электрической силовой установкой.

Про логотип

В настоящее время логотип выглядит следующим образом.

Siemens

Первоначально логотипом этой компании являлась из двух букв S и H, являющихся инициалами основателей – Siemens and Halske. В 1973 году компанию переименовали в Siemens AG.

Siemens

Инф. о логотипах отсюда: followdesign.com

Источник: ru.wikipedia.org
Добавлено: 25.09.2007
Обновлено: 11.12.2011

Другие бренды на S
Реклама на brandpedia.ru