Юридический онлайн-сервис «Удобное Право»

Ghia - история бренда

Хотя официальной датой основания Carrozzeria Ghia и считается 1915 год, вехой отсчета ее триумфального шествия стоит назвать 1923-й, когда Джачинто Гиа (Giacinto Ghia) выставил на салоне в Милане два своих первых автомобильных кузова. Тогда же сеньор Гиа заявил, что его интересуют исключительно дорогие шасси Fiat, Lancia и Alfa Romeo, и его фирма никогда не будет работать с серийной продукцией. Снобизм? Вряд ли. Просто в те времена автомобильный мир был другим, и возраст индустриальной автомобилизации исчислялся всего несколькими годами. Но высказывание оказалось пророческим. Ghia никогда не занималась серийной продукцией. Ее интересовали только идеи и концепции. А еще могло показаться, что фирма просто везунчик. Так бывает. Но согласитесь, что не на протяжении 80 лет... С самых первых шагов фирму сопровождал громкий успех, а в 30-е просто казалось, что нет ни одного кузова с эмблемкой Ghia на боку, который остался бы без призовых мест на европейских конкурсах красоты. Многие из них были нарисованы рукой «свободного» дизайнера-мечтателя Ревелли де Бомонта (Revelli dе Bomont), который одним из первых стал заниматься художественным осмыслением аэродинамически совершенной формы. Удивительно, что с этой философией при жизни Джачинто Гиа фирме удавалось не быть убыточной и даже пережить войну (на это время Ghia занялась производством грузовиков). Но в 1944 г. Джачинто заболел и вскоре умер...

Дальнейшая судьба фирмы долго находилась в подвешенном состоянии. Вспомните, сколь многочисленны и шумны итальянские семьи, а теперь представьте, что со всеми нужно договориться о правонаследии... К счастью, кто-то вспомнил, что еще при жизни Гиа просил в случае необходимости доверить и передать дела своему другу — туринскому кузовщику Марио Феличе Боано (Mario Felice Boano). Боано не только сам рисовал и проектировал автомобили, но и первоклассно изготавливал в своей небольшой мастерской деревянные каркасы для заказных автомобильных кузовов. Кроме того, Боано прекрасно знал многочисленную семью Гиа и мог вести с ней переговоры. Еще у него был сын Джан Паоло (Gian Paolo), тоже художник и кузовщик. Все равно «передача власти» прошла болезненно, а дело запускалось со скрипом, хотя были и отдельные победы. Истинный же перелом в делах произошел в 1950 г., когда американская фирма Chrysler обратилась на Ghia с заказом на постройку концептуального образца Plymouth. Боано предложил заодно разработать и новый дизайн. Так родился известный всем историкам Х500, с чикагской премьеры которого в 53-м принято отсчитывать «золотой век» дизайна Chrysler, а заодно и новой истории Ghia.

Однако серьезная работа началась лишь после того, как на фирму пришел инженер Луиджи Сегре (Luigi Segre), который сумел за короткое время преобразовать компанию, найти новые рынки сбыта, а также стать ее единоправным владельцем. При Сегре работы для Chrysler приобрели систематический характер, и между Ghia и американцами был заключен договор. В содружестве с Вирджилом Экснером (Virgil Exner) на Ghia строятся такие этапные концепции, как К310 и С200. Любопытно, что американцы присылали в Италию лишь эскизы и масштабную модель из пластилина. Все остальное безоговорочно доверялось мастерам Ghia, которые строили полноразмерный ходовой образец. Chrysler этот этап уже не контролировал. Именно в это время происходит и самое ощутимое взаимопроникновение итальянского и американского дизайна. Например, в 1954 г. Экснер проектирует для Chrysler знаменитое Coupe d`Elegance, послужившее своеобразным ключом и для стиля Volkswagen Karmann, выпускавшемся на платформе «жука» с 55-го по 74-й год. В этот же период происходит оттеснение от руководства дизайном династии Боано. На смену пришел Джованни Савонуцци (Giovanni Savonuzzi) — инженер-кузовщик более современной генерации, видевшей в аэродинамике основной побуждающий мотив стиля и автомобильного дизайна всей второй половины 50-х годов. Однако и Марио, и его сын вплоть до конца 50-х годов выполняли отдельные заказы для Ghia. Так, например, мало кто знает, что канонический для Pininfarina дизайн Lancia Aurelia B20 принадлежит Ghia, которая еще и построила сотню машин. А Alfa Romeo Giulietta Sprint, которая стала почти что символом Bertone? Этот автомобиль в 1954 г. Боано создал также на Ghia в соавторстве с Франко Скальоне (Franco Scaglione).

Но времена классического итальянского ремесленничества заканчивались. Сегре всецело увлекается идеей массового производства. Трудно предположить, чем все это могло закончиться, но внезапно в возрасте 44 лет Сегре умирает... Изменения на Ghia начались в 1956 г., когда к Савонуцци присоединился молодой дизайнер Серджио Сарторелли (Sergio Sartorelli). Годом раньше на Туринском салоне дебютировала «пришелица из космоса» — концептуальная Gilda. Если верить теории спирали, то мировая автомобильная мода была готова войти в следующий свой виток. Так и произошло, и добрый десяток лет чистый и стремительный образ этого «idea-car» вдохновлял стилистов делать нечто подобное. Впрочем, плагиата в новых попытках не было. Про саму же Gilda вскоре забыли, как будто этой машины никогда и не было...

Прототип Gilda имел влияние не только на автомобильную моду и стиль, но и на людей и их судьбы.



Например, увидев этот концепт на салоне, тогда еще студент Туринского политехнического университета и будущий шеф дизайна Mercedes Бруно Сакко (Bruno Sacco) дал себе слово стать автомобильным дизайнером. Хотя он и проработал на Ghia лишь чуть больше года, Сакко получил там первые и, быть может, самые важные уроки профессионального мастерства, а Gilda повлияла на появление лаконичных хвостовых килей, которыми Сакко украсил кузов своего первого S-класса в 1959 году. Так в конце 50-х годов, ненавязчиво и без шумихи, Ghia становится центром мировой автомобильной моды. Глубокая личная дружба итальянца Луиджи Сегре и американца Вирджила Экснера дала жизнь действительно мировому стилю, определившему и облик VW Karmann Ghia, и своеобразие почерка Chrysler, которое сохраняется до сих пор во многом благодаря заряду, полученному в то время.

После смерти Сегре главным дизайнером Ghia стал Савонуцци, а конструкторскую часть возглавил Луиджи Коджиола (Luigi Coggiola), который впоследствии открыл собственное дело. В это время и появляется удивительная Selena, созданная Томом Тьярдой (Tom Tjaarda) — американским архитектором, живущим в Турине, и Серджио Сарторелли (Sergio Sartorelli). Selena была смелым концептом заднемоторного автомобиля вагонной компоновки. В это же время подобные исследования проводились и в СССР группой под руководством Ю.А. Долматовского (см. «Автомобили», Ь 3/99, Ь 5/2000). НАМИ 013 и Такси-ВНИИТЭ были настолько близки по своей философии и компоновке к итальянскому концепту, что наши и итальянские дизайнеры познакомились, а макет Selena нам... подарили. Однако вскоре Тьярда уходит на Pininfarina и возвращается на Ghia лишь в 1968 г., чтобы создать агрессивный и хищный суперкар Pantera и эскизы кузова хэтчбек для новой Fiesta, вариант которой выбирал сам Ли Якокка (Lee Iacocca). В 1960 г. на Ghia появляется Филиппо Сапино (Filippo Sapino), с именем которого и будет связан весь «фордовский» период этой фирмы и ее последние дни.

Однако вновь стоит вернуться назад — в тот год, когда не стало Сегре. Потеря руководителя такого уровня часто означает и смерть самого предприятия. И в 1962 г. Ghia была очень близка к такому финалу. Но Сегре заменил Джакомо Моро (Giacomo Moro), а владельцем Ghia стал сын бывшего... доминиканского диктатора Трухильо — Рафаэль (Raphael Trujillo). Тут Ghia вновь повезло. Ведь Моро был глубоко убежден, что основное занятие фирмы — именно дизайн. А времена не были легкими. Дизайн окончательно стал составляющей промышленного производства, а роль кустарного ремесла все ощутимее сходила на нет. И Моро делает очень верный шаг. В 1965 г. он нанимает молодого, но уже известного мастера — Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) — дизайнера новой формации. Несмотря на свои 33 года, Джуджаро имел шестилетний стаж работы у Bertone и успел уже сделать такие автомобили, как Chevrolet Testudo, Alfa Romeo Canguro и Iso Rivolta 340... И Джуджаро действительно очень много сделал для стиля Ghia. Появилась элегантная рациональность и простота чистых форм серийной продукции. А начал он с создания «торпед» — Maserati Ghibli, Mangusta и Pampero для De Tomaso, после которых о нем узнал весь мир. Вообще за недолгих три года работы на фирме Джуджаро разработал более 25 (!) проектов, среди которых и симпатичный Fiat Vanessa, и новый Checker для нью-йоркского такси, и два прототипа для японского Isuzu. А еще однообъемники Roots и Rowan, снегоход Sno и даже детский педальный автомобильчик...

Но вернемся к истории. Через год после прихода Джуджаро фирму Ghia покупает Алехандро Де Томасо, а в 1968 г. Джуджаро открывает свое дело и его сменяет Тьярда, в работах которого, выполненных для Lancia, выкристаллизовывалась граненость пластики и жесткость граней нового мирового стиля 70-х. В это же время растут и крепнут связи Ghia с американской фирмой Ford. Программы для этой компании становились все более и более ответственными, и в начале 73-го Ghia полностью переходит в подчинение американцев. Однако итальянцы не прекращают принимать и сторонние заказы. В те времена вместе с Филиппо Сапино на фирме работают Эрколь Спада (Ercole Spada), разработавший для Bertone Fiat X1/9, Паоло Мартин (Paolo Martin), который прославился своим Ferrari Modulo, и совсем еще юный Эмануэль Никозия (Emanuele Nicosia), выполнивший в 1980 г. концепт Pockar — первый в мире городской мини-MPV, в дверях которого были расположены багажники. В то время Ghia была «школой жизни», которую закончили и Майк Робинсон (Mike Robinson) — в будущем шеф дизайна концерна Fiat, и Ян Кэллум (Ian Callum) — нынешний глава дизайна Jaguar, а также Клаудио Мессале (Claudio Messale), сегодня возглавляющий одно из подразделений Ford.

Работая на Ford, Ghia всегда оставалась мировым законодателем моды, чьи новые идеи и формы тут же подхватывались в разных странах. Посмотрите хотя бы на Ford Fiesta Barchetta работы Сапино 1984 г. Разве в его форме не читается стилистика New Edge, которую через десять лет Ford начнет триумфально использовать во всей гамме своих моделей? А форма концепта Zag, предвосхитившая распространение мини-MPV? А концепт Focus, который в 1992 г. расставил все точки над «i» идеологии биодизайна? И это все Ghia! Задолго до тиражирования мирового бестселлера — ретро-стиля, именно Ghia первой заявила о надвигающемся буме ностальгии. Взгляните на Lagonda Vignale 1993 г.! Сейчас это экспонат гаража султана Брунея, но тогда это был образец, на который равнялись. В результате сегодня мы имеем и New Beetle, и Mini... Как видим, почти что 30-летняя зависимость от Ford никак не ограничивала творческий полет дизайнеров Ghia, которые успевали еще и строить прототипы по проектам других фирм — например, Lincoln Sentinel 1996 г. Последним стал концепт Street Ka. После появления этого автомобиля в 2000 г. в Турине было принято решение о его серийном выпуске на заводе Pininfarina. Но через несколько месяцев было объявлено о реструктуризации Ghia и уходе на пенсию ее главного дизайнера Филиппо Сапино. А летом 2002 года все работы в туринском офисе Ghia будут прекращены навсегда. Это значит — прощай, оракул автомобильной моды и стиля ХХ века... Ciao, Ghia!



Вехи. Проекты с участием Ghia

1938 Fiat 508S Balilla Spider (Ghia)
1950 Ferrari 195 Coupe (Ghia)
1952 DeSoto Adventurer I (Ghia)
1953 Chrysler Thomas Special (Ghia)
1953 Cadillac Coupe (Ghia)
1954 Fiat 8V Coupe (Ghia)
1954 DeSoto Adventurer II (Ghia)
1955 Ghia Gilda I (Ghia)
1956 Jaguar XK140 (Ghia)
1956 Ferrari 410 Superamerica (Ghia)
1957 Chrysler Diablo (Ghia)
1958 Simca Special (Ghia)
1959 Ghia Selene (Ghia)
1960 Ghia Dragster IXG (Ghia)
1962 Ghia Selene II (Ghia)
1962 Alfa Romeo 1900SS (Ghia)
1963 DeTomaso Vallelunga (Ghia)
1965 Bugatti Type-101C (Ghia)
1965 DeTomaso Competizione 2000 (Ghia
1966 DeTomaso Mangusta Spyder (Ghia)
1966 DeTomaso Mangusta (Ghia)
1966 DeTomaso Pampero (Ghia)
1966 Ghia 450/SS (Ghia)
1966 Maserati Ghilbi (Ghia)
1968 Maserati Ghilbi Spider (Ghia)
1969 Lancia Fulvia 1600 (Ghia)
1969 Ghia Serenissima (Ghia)
1970 DeTomaso Pantera (Ghia)
1974 Ford Coin (Ghia)
1975 Ghia Manx (Urbancar) (Ghia)
1976 Ford Corrida (Ghia)
1977 Ford Megastar (Ghia)
1978 Ghia Action (Ghia)
1978 Ford Megastar 2 (Ghia)
1979 Ford Navarre (Ghia)
1979 Ford GTK (Ghia)
1980 Ford Pockar (Ghia)
1981 Ford Cockpit (Ghia)
1981 Ford AC (Ghia)
1981 Ford Avantgarde (Ghia)
1981 Ford Shuttler (Ghia)
1982 Ford Altair (Ghia)
1982 Ford Topaz (Ghia)
1982 Ford Brezza (Ghia)
1983 Ford Trio (Ghia)
1983 Ford Barchetta (Ghia)
1983 Ford Quicksilver (Ghia)
1989 Ford Saguaro (Ghia)
1989 Ford Via (Ghia)
1990 Ford Zig (Ghia)
1990 Ford Zag (Ghia)
1992 Ford Connecta (Ghia)
1992 Ford Focus (Ghia)
1994 Ford Arioso (Ghia)
1994 Ford Vivace (Ghia)
1996 Ford Saetta (Ghia)
2000 Ford Street Ka (Ghia)

Подготовлено по материалам:
www.carstyling.ru

Добавлено: 29.09.2007

Другие бренды на G
Реклама на brandpedia.ru