Вобар - новости в фотографиях

BIC - история бренда

«Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам одноразовый», — написал в одной из своих книг писатель Маркес. Гораздо раньше него до этого додумался изобретатель Марсель Бик, предложивший человеку те самые одноразовые вещи: ручки, зажигалки, бритвы. После открытия Бика одноразовым стало все — от посуды до книг. Именно барон Бик оказался среди тех, кто определил особый стиль жизни («использовал-выбросил»), немыслимый в прошлые столетия и очень распространившийся во второй половине XX века.


Марсель Бик родился в 1914 году в Турине. Его отец был инженером и часто переезжал по делам службы из города в город. Маленький Марсель привык к перемене мест. Он учился сначала в Италии, затем два года провел в Мадриде в «Лицее Франсез». Завершил среднее образование в Доминиканской школе в Бордо. Марсель свободно владел латынью, греческим, знал риторику, правила хорошего тона, прекрасно умел танцевать и ездить верхом. Будучи уже студентом, он самостоятельно объездил полмира, изучая культуру Италии, Голландии, Франции, гражданство которой он вскоре получил, и Испании.


Специалисты утверждают, что ребенок в детстве приспосабливается к частой смене обстановки. Перемены он воспринимает как неотъемлемую часть жизни и сам начинает изобретать вещи, способные изменять мир. Нечто похожее произошло и с Биком. Он ненавидел таскать с собой из города в город тяжелые сумки с вещами и в итоге изобрел то, что никогда не изобрел бы закоренелый домосед.


Через много лет он вспоминал: «Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом… Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать… Потом я понял: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи»


Но пока мечты оставались мечтами, Марсель добросовестно продолжал учиться. В восемнадцать лет, во время учебы в известном «Лицее Карно», предприимчивый молодой человек уже занимался продажей фонариков, разнося их в дома парижан и зарабатывая карманные деньги. Именно тогда он научился продавать, навязывать потенциальному покупателю свой товар.


По окончании лицея Марсель устроился на работу менеджером в компанию, занимавшуюся производством канцелярских товаров. Он был уверен, что это не станет его постоянной работой, и по вечерам продолжал свое образование на юридическом факультете Сорбонны. В 1939 году накануне войны в Европе Бик получил диплом юриста. К этому времени он работал менеджером по продажам в «Стефенс» — крупнейшей французской компании, занимающейся производством авторучек, которая в это время была основным конкурентом «Уотермен».


Карьера Бика была прервана войной. Пришлось послужить в армии, куда его призвали в том же 1939-м. Он попал в авиацию, но военной карьеры сделать не успел. Для Франции война быстро закончилась поражением, и Марсель вернулся в компанию «Стефенс».


Послевоенный кризис изменил потребительские представления: денег у людей было мало, но писать, читать, курить, бриться надо было все равно. Наступило время для дешевых, но качественных товаров. Именно тогда Бик гениально угадал, за счет чего можно снизить себестоимость товара, — одноразовость. Не нужно думать о прочности и долговечности, нужно только качество. Например, шарик, который безупречно гладко скользит по бумаге. Оставалось совсем немного — придумать такую ручку и произвести ее.


В 1945 году вместе со своим приятелем Эдуардом Буффардом Бик купил небольшое производство в парижском пригороде Клиши. Это было довольно ветхое помещение с устаревшим оборудованием. Первоначальный капитал составил $1000. Молодые люди начали производство нового и казавшегося в тот момент перспективным товара — стержней для шариковых ручек. Они даже приобрели современное швейцарское оборудование. Но стержни не оправдали ожиданий. Тогда Бик решил сделать ручку по цене стержня.


На разработку первой ручки у Бика ушло четыре года. Он корпел над формой, совершенствовал свой продукт, добивался максимальной функциональной надежности. «Одноразовая ручка не должна быть полуразовой, — шутил Бик. — Свою единственную жизнь она должна прожить с блеском». Корпус первой шариковой одноразовой ручки предполагалось делать из почти никому не известного тогда пластика высокого качества. Еще три года ушли на то, чтобы найти производителя для своего изобретения. Шесть компаний, в которые он обращался со своей идеей, отказали ему, в том числе и один из наиболее известных производителей — Waterman (эту компанию он купит чуть позже).


Тогда Бик создал собственное производство. И в 1953 году на свет появилась первая одноразовая ручка Bic. Но теперь гениальный изобретатель должен был решить две сложные задачи. Первая: сколько должна стоить ручка, чтобы ее было не жалко выбросить? И вторая: как организовать дешевое производство? Авторучки на тот момент стоили от $9 до $13 за штуку. Марсель остановился на 29 центах: Бик все заранее подсчитал. По его расчетам, можно было продавать 10 000 одноразовых ручек в день. В итоге он, конечно, просчитался: через два года он продавал 250 000 ручек в день.


К 1957 году программа-минимум была выполнена: биковскими ручками писала вся Европа, а сам Марсель Бик уж если не сказочно, то прилично разбогател. Впору было ставить новые задачи. И энергичный француз составил целый список, но приоритетными были следующие: 1) съесть своих английских конкурентов; 2) завоевать американский рынок; 3) продолжить ряд одноразовых вещей. К выполнению первой задачи он приступил незамедлительно. За $300 тысяч он купил английскую компанию Biro-Swan и автоматически получил доступ не только на Британские острова, но и на рынки бывших и настоящих британских колоний — Канады, Новой Зеландии и Австралии.


Еще через год Бик приобрел «Уотермен» и начал завоевание Америки. Но к моменту появления на американском рынке Бика и его товара такого добра, как шариковые ручки, там было полно. И главное — они были довольно дешевы. Вот только качество этих ручек было отвратительное. Качественные стоили очень дорого, а общедоступные ломались еще до того, как заканчивался стержень. Но убедить практичных американцев, что одноразовые ручки — это выгодно, было не так просто.


И тогда Марсель сделал свои «бики» разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только вот стоит он почти столько же, сколько сама ручка) и добавил рекламы.


Его 4-миллионная массированная рекламная кампания «испытательный тест», проведенная по национальному телевидению, изображала шариковые ручки «Бик» просверливающими стены, пишущими по льду, обжигаемыми в огне, их топтали танцоры «фламенко» и выстреливали из ружья. При этом показывалось, что ручки продолжают писать, и ненавязчиво упоминалось, что у них очень доступная цена — всего 29 центов! И американский потребитель оценил ролики и признал француза. А тинейджеры «докрутили» одноразовые ручки, объявив их модным аксессуаром.


Завоевав трудный американский рынок, Бик взялся за разработку последней задачи. Следующим шагом в одноразовой индустрии стали зажигалки. Секрет прост: дешево, надежно и практично. И еще разнообразно — можно каждый месяц иметь новую зажигалку. Это было особенно важно для женщин, куривших все больше. Теперь они могли покупать зажигалки под цвет платьев или клипсов — дешево и красиво. И еще одно: при изучении рынка ручек и зажигалок было выявлено, что именно эти предметы теряют чаще всего. А здесь (и это очень эффективный рекламный ход) потерял и не жалко: можно купить точно такую же за сущие гроши. Естественно, зажигалки производились и до Марселя Бика. Но тут пошли в ход уже известные аргументы: цена ниже, чем у конкурентов, на 30%. Плюс грамотная реклама. Слоган «Щелкни Bic», появившийся в 1973 году, завоевал мир. Его произносили с очевидным удовольствием и двусмысленно подмигивали. Молодежь радостно приняла зажигалки Bic в свой мир и присоединила их к знаменитым ручкам.


А потом настал черед одноразовых бритв. Специалисты фирмы Gilette выступали категорически против одноразового товара, понимая, что будет нанесен сильный удар по торговле их многоразовыми станками. Битва была не на жизнь, а на смерть, ведь под удар ставились не только сами бритвенные станки, но и комплектующие к ним. Но после того как в 1975 году на рынок поступила первая партия одноразовых бритв Bic, фирме-конкуренту пришлось полностью изменить тактику борьбы и начать вслед за Bic штамповать свои одноразовые бритвы.


Компания Bic разрасталась с фантастической скоростью. Только в США она открыла более 300 000 торговых точек, где был представлен весь ассортимент фирмы: ручки, зажигалки, бритвы. 93% продукции реализовывалось и реализовывается через эти маленькие торговые стенды или лотки в больших супермаркетах. Чтобы покупали так же часто, как хлеб и молоко. И все эти бесконечные фокусы, производственные и рекламные, придумывал сам Бик.


Барон, не получивший в наследство ничего, кроме хорошего воспитания и образования, умер 30 мая 1994 года в возрасте 80 лет мультимиллионером. Принцип «воспользовался — выбрось» сказался даже на личной жизни Марселя Бика. Однолюбом он не был никогда — десять детей продолжают знаменитую фамилию страстного француза. Это, пожалуй, одно из того немногого, что известно из частной жизни господина Бика: он никогда не стремился стать достоянием общественности. Еще о нем известно, что он ненавидел брать деньги в долг: «Кредит — это отступление, отдача завоеванной прибыли».


Свое состояние и дело Марсель Бик оставил своим детям. Брюно Бик — один из его любимых сыновей — является с 1993 года президентом монополии, созданной плодовитым во всех отношениях отцом.


Сегодня Bic, третья по известности французская торговая мирка в мире после Шанель и Диор, включает в себя огромное количество филиалов на пяти континентах. Компания занимает первое место в мире по производству шариковых ручек: мультинациональная корпорация Марселя Бика продает почти 4 млрд. ручек в год (чуть меньше, чем жителей на планете). Группа выпускает разнообразные канцелярские товары под марками Conte, Hauser, Ballograf, Sheaffer, White-Out, Tipp-Ex.


Bic является безусловным лидером в производстве одноразовых зажигалок и бритв: в день по всему миру продается 4 млн. зажигалок и 8 млн. одноразовых бритв с маркой Bic.


В 1997 году корпорация BIC создала отделение BIC graphic, специально ориентированное на производство фирменных сувениров на базе продукции BIC. Сегодня BIC graphic — лидирующая компания по производству фирменных сувениров в Европе. Это единственная сувенирная компания, которая обладает полным циклом производства. Даже чернила и стержни шариковых ручек производятся по технологии и на заводах BIC.

Добавлено: 5.08.2008

Другие бренды на B
Ресивер триколор купить комплект триколор.
Реклама на brandpedia.ru