Вобар - новости в фотографиях

Maserati - история бренда


История компании Maserati состоит из череды революций. На протяжении 80 лет компания «отметилась» в сегменте спортивных и дорожных автомобилей, побывала в одной нише с Mercedes и BMW, породнилась и «развелась» с Citroen. Что же касается технических новшеств, их в истории компании не счесть.


Имя Мазерати вызывает различные ассоциации у историков, специалистов и поклонников этой марки. Кто-то вспомнит первые Милле Милиа, Тарга Флорио, Брешиа, где Альфьери и Эрнесто Мазерати предстают перед нами как создатели и пилоты одних из лучших гоночных автомобилей того времени. На автомобилях братьев Мазерати не раз первым финишировал легендарный Нуволари. С моделями Tipo 250F и их преемниками, созданными Мазерати, связан золотой век Формулы 1. Для других имена Maserati это выдающиеся автомобили класса GT 60-х и 80-х годов. Да, они были экзотичными, но все же намного практичнее своих коронованных конкурентов Ferrari.


Для третьих же это символ престижа и мощи, воплощенный в роскошных современных моделях Quattroporte, Ghibli, 3200GT. Семья Родольфо и Каролины Мазерати была довольно многочисленной — они дали жизнь 7 братьям Мазерати — Карло (1881), Биндо (1883), Альфьери (1885) (он умер в младенчестве и его имя перешло к следующему ребенку в семье) — Альфьери (1887), Марио (1890), Этторе (1894) и Эрнесто (1898). Каждый из братьев, в той или иной мере, внес свой вклад в развитие компании, которая до сих пор носит их имя. Карло, старший из братьев, первым в семье начал заниматься автомобилями. В 1907 году он поступает в команду Bianchi. Легенда гласит, что во время одной из гонок ему сильно мешал низковольтный прерыватель системы зажигания — механикам пришлось неоднократно чинить агрегат во время состязаний. В итоге Карло стал заменять на своих автомобилях низковольтную систему зажигания высоковольтной. И вскоре приобрел небольшой заводик, ранее выпускавший лекарства, где вместе с Этторе организовал сервис по замене систем зажигания. Именно он и создал первый автомобиль Maserati, оснащенный одноцилиндровым двигатель и очень простым шасси. В это же время Карло работал над проектом радиального авиационного двигателя. Но болезнь и последовавшая за ней смерть 29-летнего Карло Мазерати прервали работу.


После смерти Карло флаг семейного бизнеса подхватил Альфьери Мазерати. 14 декабря 1914 года он основал в Болонье, где на главной городской площади установлена скульптура Нептуна, работы Джиамболоньи, компанию Societa Anonima Officine Alfieri Maserati. Воодушевленный этим произведением, Марио Мазерати разработал фирменный знак компании — трезубец, который и послужил предзнаменованием будущего фирмы братьев Мазерати. Она специализировалась на модернизации спортивных автомобилей, двигателей и свечей зажигания. То есть занималась тем, что сегодня принято называть «автомобильным тюнингом». После перерыва в работе, вызванного Первой Мировой Войной, четверо Мазерати снова занялись подготовкой автомобилей. Братья создавали легковые и гоночные автомобили по заказам клиентов и сами участвовали в гонках. Первым двигателем, который был по настоящему оригинальной конструкцией Мазерати, стал мотор 6300 см3, установленный на шасси Isotta Fraschini.


В апреле 1926 года, на гонках Тарга Флорио на Сицилии, третий из братьев Мазерати — Альфьери управлял первым серийным автомобилем Maserati Gran Prix 1500 со знаком трезубца на капоте. На машине был установлен весьма прогрессивный для того времени мотор — 8 цилиндров в ряд. Двухлитровый двигатель позволил обойти конкурентов с моторами намного большего объема. И это несмотря на то, что ему пришлось один раз остановиться из-за разрыва шланга радиатора! С тех пор темпераментные двигатели являются фирменной «изюминкой» автомобилей Maserati.


После нескольких громких побед о фирме узнала вся Европа. И с этого момента братья решили специализироваться на производстве исключительно гоночных автомобилей. Коллективный гений братьев Мазерати был сосредоточен на создании сверхмощных моторов. Они, например, сконструировали и изготовили 16-цилиндровый двигатель с фантастической для начала 30-х годов мощностью — 350 л.с. В 1929 году гонщик Баконин Борзаччини на Tipo V4 с этим мотором установил рекорд скорости на дистанции 10 км — 246 км/ч. В настоящее время в мире существует только четыре автопроизводителя, обязанных своим рождением исключительно гонкам. Это Maserati, Ferrari, Lotus и McLaren, причем Maserati старейшая из всех.


Смерть в 1932 году Альфьеpи Мазеpати стала новым тяжелым ударом для семейного дела. С 1932 по 1939 год, после смерти Альфьери, все автомобили создавались младшим Мазерати — Эрнесто. Он сам проектировал двигатели и несколько раз приводил свои автомобили к победе. В 1933 году Эрнесто Мазерати первым в Европе начал применять гидроусилитель тормозов на гоночных автомобилях. В этом же году, пилотируя Tipo 8CM, Джузеппе Кампари выигрывает Гран При Франции, а Тацио Нуволари — Гран При Бельгии и Ниццы. 1934 год ознаменовался еще одним рекордом скорости для Maserati — Джузеппе Фурманик на Tipo 4CM устанавливает рекорд скорости в классе 1100 — 222 км/ч.


Однако ни он, ни его бpатья Биндо и Эттоpе пpи вcей cвоей иcкушенноcти в механике не были сильны в коммерции. Пять лет семья Мазерати самостоятельно пыталаcь веcти дела, но в 1937 году продала свой бизнес братьям Оpcи, владельцам компании Orsi Gruppo, состоятельным аристократам, обещавшим оказать материальную поддержку. Само собой, Адольфо и Омеp Оpcи отлично понимали, что фирма Maserati без братьев Мазеpати — пустой звук. Поэтому контракт был составлен таким образом, чтобы оставить братьев в компании на 10 лет. Тем самым Мазеpати оказались в собственной (семейной!) фирме на положении наемных работников. Братья Мазерати согласились на такие условия.


В конце 30-х гоночные автомобили Maserati начали покорение Америки. До сегодняшних дней США остаются главным рынком для итальянской компании.


В 1939 году семейство Орси перенесло предприятие из Болоньи в Модену, где оно располагается и по сей день, а в 1947-м срок контракта завершился, и братья тут же покинули родную фирму, которой оставили свое имя. Они вернулись в Болонью и основали там новую автомобильную компанию — OSCA (Officina Specializzata Costruzione Automobili Fratelli Maserati). Новая фирма занялась выпуском гоночных автомобилей, однако прежнего успеха и популярности ее автомобили не имели и наивысшим достижением для них стала победа Стирлинга Мосса и Билли Ллойда пилотировавших 1500 OSCA Sport на гонках в Себринге 1954 года.


В 1947 году состоялась презентация первого автомобиля класса GT — А6 1500 с кузовом дизайна Pininfarina. Гоночная версия A6GCS под управлением Альберто Аскари несколько раз побеждала на гонках в Модене. Дорожная версия этого автомобиля выпускалась небольшими сериями и оснащалась почти гоночным шасси и облегченным 6-цилиндровым двигателем объемом 2 литра, имевшим, вначале 1 распредвал и по 1 свече на цилиндр, а затем 2 распредвала и 2 свечи на цилиндр. Все эти автомобили были, так сказать, авторскими работами «hand made», выпускались очень маленькими сериями и среди них практически не было двух похожих.


Что же касается марки Maserati, то вторая волна ее успеха пришлась на 50-е годы. В 1954 году автомобиль Maserati 250F стал победителем этапа Formula 1 в Аргентине. В 1957 году на этом же автомобиле Хуан Фанджио завоевал последний гоночный титул для Maserati. Впрочем, спортивные успехи уже не отвечали коммерческим интересам владельцев Maserati из компании Orsi Gruppo. Поэтому фирма Maserati объявила о своем уходе из гонок и поменяла специализацию: гоночные технологии она перенесла на серийные дорожные автомобили.


Тогда же в 1957 году был представлен бестселлер фирмы — Maserati 3500GT — первая серийная дорожная модель. Он был оснащен 6-цилиндровым двигателем системы twin cam (2 верхнерасположенных распредвала) с рабочим объемом 3.5 литра. Кузов был создан миланской фирмой Touring. В том числе в серии «3500» была и своя «изюминка» — купе Spyder от кузовного ателье Vignale. По мнению дизайнеров и автомобильных историков, эта модель, выпущенная тиражом всего 242 экземпляра, самая изящная среди автомобилей Maserati. В 1961 году произошло оснащение автомобиля системой механического впрыска топлива Lucas, что позволило фирме добавить к названию 3500 буквы GTI. Таким образом, 3500GT стал первым итальянским автомобилем, оснащенным системой впрыска топлива. Производство 3500GT было прекращено в 1964 году, после того как было выпущено около 2000 автомобилей. В 60-е годы к автомобилям Maserati впервые приложил руку Джорджетто Джуджаро. Этот дизайнер сегодня является законодателем автомобильной моды, тогда же он относился к категории «подающих надежды». Купе Ghibli стало настоящей сенсацией и служило визитной карточкой Maserati в тяжелые для автомобильного бизнеса 1960-е. Одно время Ghibli был главным конкурентом Ferrari Daytona.


В 1963 году в истории Maserati произошел еще один поворот, выделивший марку среди остальных автопроизводителей. Миру были представлены дорогие скоростные седаны Mistral и Quattroporte. В Великобритании новый Quattroporte (в переводе с итальянского означает «четырехдверный»), обладавший не только роскошным салоном, но и отличной динамикой и управляемостью, стоил дороже, чем Rolls Royce. В том же году, на чертежных досках фирмы Vignale родился очередной проект. Новый автомобиль названный Sebring, в честь побед Maserati в североамериканских гонках, имел отлаженный и надежный двигатель в современном и агрессивном кузове. Выпуск его 2 основных версий с 6-цилиндровым двигателем объемом 3.7 л. и 4.0 л. продолжался вплоть до 1969 года.


В 1968 году контрольный пакет акций Maserati скупил французский Citroen. Самым заметным результатом партнерства французов и итальянцев стала модель Indy (было выпущено 1104 экземпляра), более альянс двух автомобильных компаний, продлившийся до 1975 года, ничем себя не проявил. В 1971 на свет появилась модель Bora — первый автомобиль фирмы класса GT со среднерасположенным двигателем. С этого автомобиля начала зарождаться новая концепция моделей Maserati. Отныне фирма начинает делать не просто сверхбыстрые автомобили. Она наделяет свои дорожные модели еще комфортом и роскошью.


Недолгий союз с Citroen, который потерял интерес к спортивным автомобилям, распался в 1975 году и Maserati взял под свою опеку знаменитый Алехандро Де Томазо. Он, решив освежить модельный ряд Maserati, создал проект Kyalami. Автомобиль выпускался в 2 версиях — 4.2 л. с механической КПП и 4.9 л. с автоматом.


В 1976 году Maserati обновляет маркетинговую стратегию и решается освоить новую нишу. Для этого компания вступает в конкурентную борьбу с Mercedes и BMW и выпускает первый в своей истории автомобиль представительского класса — Quattroporte III с кузовом от Джуджаро. За спокойной внешностью этой модели скрывался сущий дьявол. Частью оригинального плана Де Томазо было создание машин со стильной, но неброской внешностью. Владельцы Quattroporte третьего поколения могли наслаждаться динамикой и роскошью, не привлекая лишнего внимания. И подобная концепция оказалась удачной, Quattroporte 14 лет не сходил с конвейера.


Однако, несмотря на успех новой модели, бизнес компании находился в тяжелом положении. Де Томазо, понимая, что эра суперкаров, пожирателей бензина, подошла к концу, решается на «очередную маленькую революцию». Maserati выпускает двухдверный седан Biturbo, оснащенный новым 6-цилиндровым двигателем мощностью 180 л.с. «Сердце» было упаковано в небольшом, но роскошном кузове. Став настоящим хитом в Италии, в 1986 году Biturbo добился заметного успеха и на мировой арене. В 1989 году увидел свет Shamal, последний представитель эры Де Томазо в судьбе Maserati, оснащенный новым 8-цилиндровым двигателем Biturbo объемом 3200 см3, который дал этому монстру мощность в 325 л.с. Вскоре вышел Karif — настоящий спортивный автомобиль. Установив на шасси Biturbo надежный 2.8 V6 они получили самый быстрый автомобиль в серии Biturbo. А убрав крышу в версии Spyder инженеры Maserati превратили его в настоящую ракету.


С 1993 по 1995 год итальянский гигант Fiat Auto SpA скупил 90% акций Maserati и в 1996 году уже под его опекой состоялась премьера нового Quattroporte IV Evoluzione — Maserati нашего времени. Заинтересовавшись динамичной компанией, с 1993 по 1995 год итальянский гигант Fiat Auto SpA скупил 90% акций Maserati. На вопросы о том, как будут соседствовать в одном концерне Maserati и Ferarri, президент Ferrari Лука Ди Монтеземоло ответил: «Ferrari — это воплощение исключительных показателей и великолепной управляемости. Это машины для водителей. Maserati же должны быть шикарными и агрессивными, классическими автомобилями класса гран туризмо». В 1996 году уже под его опекой состоялась премьера нового Quattroporte IV Evoluzione — Maserati нашего времени.


В 1995 году под патронажем Fiat была проведена серия гонок на Открытый кубок Ghibli. К этому событию и был приурочен выпуск дорожной версии известной как Ghibli Cup. Эти автомобили имеющие всего лишь 2-литровый двигатель обладают захватывающей дух мощностью в 330 л.с. — такой отдачи на 1 литр топлива не имеет ни один серийный автомобиль, включая и Mclaren F1. В 1997 году произошло объединение Maserati с Ferrari (фактически же управление компанией перешло к Ferrari). С ноября 1997, для повышения качества и надежности модельного ряда Maserati, на заводах в Модене на год был приостановлен выпуск Ghibli и Quattroporte.


Модернизация сборочного производства, стоившая почти 11.5 миллионов долларов была успешно завершена осенью 1998 года выпуском нового Maserati 3200 GT. А в 2002 году вышла новая модель Spyder GT.


Нынешняя маркетинговая стратегия Maserati намечает переход на выпуск комфортабельных спортивных автомобилей с эффектной внешностью и высокими скоростными характеристиками. Сегодня в модельном ряду компании два автомобиля, полностью отвечающих этим требованиям — Maserati 3200GT и Maserati Spyder. Под капоты итальянских автомобилей вновь возвращаются многолитровые высокофорсированные V-образные двигатели. Такая политика обещает быть успешной: в 2001 году в мире было реализовано 1852 Maserati, а в прошлом году уже 3485. Среди эксклюзивных спортивных марок это второй результат (на первом месте Ferrari).

Добавлено: 27.09.2008

Другие бренды на M
Реклама на brandpedia.ru