ВСМПО-АВИСМА - история бренда


История Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО) берет начало 1 июля 1933 года, с пуска под Москвой Завода №45, которому отводилась роль основного поставщика полуфабрикатов из алюминия и его сплавов для развивающегося советского самолетостроения.


И действительно, с первого дня своего существования, завод стал своеобразным испытательным полигоном внедрения научных идей и технологических разработок в промышленное производство. Под руководством главного металлурга завода С.М.Воронова разрабатывается совершенно новый сплав повышенной прочности М – 95, для изготовления силовых элементов скоростного бомбардировщика АНТ – 40. В 1935 году внедряются в производство ковочные сплавы АК 5 и АК 6, из которых в течение нескольких месяцев освоено производство более 50 сложных авиационных деталей.


В 1940 году объем выпуска продукции заводом вырос в четыре раза по сравнению с 1936 годом.


Первые бомбардировки завода в июле 1941 года потребовали принятия экстренного решения о строительстве завода-дублера на Урале. В октябре того же года Государственный комитет обороны СССР постановляет полностью эвакуировать завод в город Верхняя Салда.


В условиях суровой уральской зимы, за короткий срок, оборудование было размещено на производственных площадях завода “Стальконструкция”, и уже в декабре 1941 года завод выдал первую продукцию на новой площадке. Здесь же разместился завод №519 наркомата цветной металлургии. Его производственной базой стало оборудование кольчугинского завода по обработке цветных металлов, и двух ленинградских заводов “Красный Выборжец” и им. Ворошилова. Вот так, по велению Времени, соединились в единое целое не только людские судьбы, но истории предприятий со своими традициями, знаниями и опытом, чтобы противостоять общей беде, имя которой – война. Весной 1942 года объем производства завода достиг довоенного уровня, а в 1943 году его проектная мощность была перекрыта в 6 раз, что позволило полностью обеспечить потребность военной авиации. Помимо авиации, производимые полуфабрикаты широко использовались в судо - и танкостроении, производстве боеприпасов и вооружения.


В 1945 году за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны коллектив завода награжден высшей наградой того времени - орденом Ленина.


Послевоенный период времени поставил перед коллективом предприятия задачу освоения и выпуска продукции совершенно иного качественного уровня, для создания новых образцов авиационной техники, в том числе реактивной.


Под руководством известного ученого, доктора технических наук, профессора В.И.Добаткина, на нашем предприятии разрабатываются технологии, и осваивается производство крупногабаритных слитков методом непрерывного литья. Впервые в стране изготовляются полые профили, тонкостенные трубы и крупные штамповки.


Развитие авиационной, ракетной техники и создание мощного отечественного подводного флота требовало применения новых материалов, с более широким спектром возможностей, соответствующих жестким требованиям эксплуатационных характеристик. Одним из таких материалов стал ТИТАН.


Решением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 года перед заводом была поставлена историческая задача: начать крупносерийное производство слитков и полуфабрикатов из титановых сплавов. В феврале 1957 года был выплавлен первый титановый слиток диаметром 100 мм и весом 4 кг.


В 1959 году вводится в строй действующих кузнечно-прессовый корпус, оснащенный уникальными горизонтальными и вертикальными прессами, среди которых крупнейший в мире – усилием 75 тыс. тс. Растущие потребности в высококачественной продукции, производимой заводом, требовали расширения производства. В реконструкцию предприятия вкладываются колоссальные средства.


В 1966 году вступает в строй действующих новый прокатный цех, производящий листы и плиты из титана и нержавеющей стали. В 1968 году в эксплуатацию вводится литейный цех по выплавке крупногабаритных титановых слитков, предназначенных для создания нового поколения атомных подводных лодок. Проводится огромная работа по разработке, совершенствованию и внедрению в производство новых титановых сплавов под конкретные авиакосмические и судостроительные проекты. Завод по существу становится не только производственным, но и одним из основных научно-исследовательских центров в области развития титанового производства.


18 января 1971 года за организацию производства новой техники коллектив завода награждается орденом Трудового Красного Знамени.


В 1976 году на заводе был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток массой 15 тонн.


Но было бы не правильно все успехи и достижения заводчан связывать только с титаном. Длинномерные панели и профили, крупногабаритные штамповки из алюминиевых сплавов, штамповки из стали и сплавов на никелевой основе – вот неполный перечень “не титановой” продукции завода. Изготовленные на нашем предприятии полуфабрикаты были использованы в таких научно-технических разработках, как космический комплекс “Союз – Апполон”, корабль многоразового использования “Буран”, ракетоноситель “Энергия”, гиганты-транспортники АН-124 (“Руслан”), АН-225 (“Мрия”) – практически во всех авиационных и космических проектах бывшего СССР, а также судостроении, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, энергетике и других отраслях.


В 1983 году за заслуги в развитии отечественной авиационной металлургии ВСМПО было награждено орденом Октябрьской Революции.


К концу 80-х годов ВСМПО стало крупнейшим поставщиком титановых полуфабрикатов не только в стране, но и в мире. Количество выплавляемых титановых слитков превышало их количество, производимое всем остальным миром, в полтора раза!


В 1992 году, в условиях обвальной конверсии генеральным директором ВСМПО избран Владислав Валентинович Тетюхин. Им была разработана смелая концепция интеграции предприятия в мировую экономику, что в условиях крайней нестабильности отечественной экономической системы способствовало бы сохранению уникального производства. Пришлось рассчитывать только на собственные силы: брать кредиты, инвестировать развитие и реконструировать производство в соответствии с теми требованиями, что выдвигает рынок.


Созданная в объединении система обеспечения качества (СОК) в августе 1993 года сертифицирована германской фирмой TUV-CERT. Одновременно проводилась работа по сертификации самолето- и двигателестроительными фирмами Америки и Европы: Boeing, Airbus, General Electric, SNECMA, Rolls-Royce, Pratt & Whitney и многими другими. По состоянию на 1 января 2003 года, на ВСМПО действует 185 сертификатов на основные производства.


Существенным фактором, позволяющим объединению удерживать положение на мировом рынке, являются сложившиеся тесные партнерские отношения с отмечающим в эти дни свое шестидесятилетие ОАО АВИСМА (г.Березники, Пермская область), крупнейшим в мире производителем титановой губки. Созданная в 1998 году производственно-технологическая корпорация “АВИСМА-ВСМПО” позволяет проводить единые техническую политику и маркетинговую стратегию.


На экспорт реализуется до 70 % титановой продукции. Всего объединение отгружает продукцию более чем 1500 российским заказчикам и 260 зарубежным компаниям в 39 стран мира. ВСМПО приобрело на мировом титановом рынке имидж надежного поставщика продукции высокого качества. Сегодня предприятие является первым по объемам поставки титана для Airbus Industrie и вторым - для компании Boeing.


Объемы экспортных поставок ВСМПО в 1997-2001 годах соизмеримы с экспортом всех компаний из США и Японии. В 2002 году компании США отгрузили на экспорт титановой продукции 9000 т, Японии – 7200 т, а ВСМПО - 10538 т. Можно по праву сказать: “Взлетная полоса “Боинга” берет начало в Верхней Салде”.


Наряду с титановыми полуфабрикатами на ВСМПО ведутся работы по увеличению производства продукции из алюминиевых сплавов, штамповок из жаропрочных никелевых сплавов и высокопрочных сталей. Мы по-прежнему можем изготовлять такие изделия, которые с полным правом можно назвать уникальными. Где, еще в мире, кроме как ВСМПО можно изготовить штамповку тележки шасси для аэробуса А380, вес которой почти 3,5 т!


В начале 2008 года было объявлено о подписании долгосрочного контракта с фирмой «Сафран», который выводит «ВСМПО-АВИСМА» на позиции основного поставщика титана для группы международных производителей. Сумма контракта свыше $300 млн.


В 2009 году было учреждено СП с Boeing. Основная задача этого совместного предприятия — выпуск продукции для нового самолета Boeing Dreamliner.

Источник: vsmpo.ru

Добавлено: 28.08.2009
Другие бренды
Реклама на brandpedia.ru