JBL - история бренда

JBL  — американская компания, производящая акустическую аудиотехнику, входящая в состав объединения «Harman International Industries», включающего в себя многочисленные компании по производству аудиотехники.

Компания JBL была основана в 1946 Джеймсом Буллоу Лэнсингом. Продукция JBL — акустические системы высокого класса и сопутствующая им электроника. Существует два подразделения этой компании: «JBL Consumer» и «JBL Professional». Первая из них производит аудиотехнику для домашнего использования, вторая — профессиональное оборудование для студий звукозаписи, звукорежиссёров, диджеев и т.п.

Многие, наверное, знают, что американская компания JBL названа в честь ее основателя Джеймса Баллоу Лэнсинга (James Bullough Lansing). Имя этого человека запечатлено также в названии еще одного всемирно известного акустического брэнда — Altec Lansing.


На свет основатель JBL появился в 1902 году как Джеймс Мартини, девятый ребенок в семье инженера угольной шахты (а всего у него было 14 детей). Некоторое время Джеймс прожил в семействе Баллоу — очевидно, это были не самые худшие годы в его жизни, раз он присоединил позже его имя к своему и стал в итоге Джеймсом Баллоу Лэнсингом. Сейчас уже никто не помнит, зачем он это сделал и почему выбрал в качестве фамилии название городка в штате Иллинойс. А вот что доподлинно и точно известно, так это его живейший интерес к технике. В 10 лет он самостоятельно соорудил лейденскую банку (предок конденсатора), чтобы подшучивать над одноклассниками. Далее пошли детекторные приемники, а в 12 лет у него уже возникли неприятности со службой радиоперехвата ближайшей военной базы — у Джеймса конфисковали собранный им передатчик. Однако одной радиотехникой интересы мальчика не ограничивались — подростком он начал работать в автомастерской, причем специализировался на регулировке двигателей. Получалось у него, видимо, неплохо, раз хозяин отправил его учиться на автомеханика в Детройт.

В 1924 году у Джеймса умерла мать, и он оставил отчий дом, отправившись в Солт-Лейк-Сити. Там он работал инженером на радиостанции, там же познакомился со своим будущим деловым партнером Кеном Декером (Ken Decker). Далее — переезд в Лос-Анджелес, перемена имени и регистрация первой фирмы — Lansing Manufacturing Company. Специализировалась она на разработке и производстве динамиков для радиоприемников. К 1930 году в компании уже работало около 40 человек. Как раз тогда начался бум звукового кино (первые фильмы со звуком появились в 1928 году), и у фирмы Джеймса расширился ассортимент — она стала делать громкоговорители для кинотеатров.


В 1933-м шеф звукового подразделения киностудии MGM Дуглас Ширер (Douglas Shearer) собрал группу инженеров-энтузиастов для разработки кинотеатрального громкоговорителя, избавленного от недостатков выпускавшихся тогда систем — громоздких и недостаточно качественных. В эту группу пригласили и Джеймса Б. Лэнсинга.


В итоге в 1936 году на свет появился спикер, вошедший в историю как «рупор Ширера» — он был удостоен престижной награды Американской академии кинематографических искусств и наук (ежегодное вручение «Оскара» — ее рук дело). Система подняла кинозвук на недостижимый прежде уровень и стала прототипом для великого множества громкоговорителей самых разных фирм.


Еще одна заметная — уже персональная — разработка Джеймса Б. Лэнсинга тех лет — это Iconic, компактный двухполосный громкоговоритель с 15-дюймовым низкочастотным драйвером и твитером, нагруженным на небольшой многосекционный рупор. Колонка стала чрезвычайно популярной в киноиндустрии и широко использовалась в качестве студийного монитора. И, как полагают некоторые специалисты, его черты легко угадываются у многих современных двухполосных студийных спикеров.

В 1939 году погиб Кен Декер, компаньон Джеймса, и он понял, что в одиночку свой бизнес не вытянет — талантливый инженер был очень далек от коммерции, и фирму постоянно преследовали финансовые неудачи. Пару лет он все же сумел продержаться, но в 1941 году Lansing Manufacturing Company была приобретена за $50 тыс. фирмой Altec Service Corporation, выделенной по указанию американского правительства из мощнейшей Western Electric. Последняя, в числе прочего, занималась выпуском кинотеатральных громкоговорителей и крайне нуждалась в собственном производстве компонентов. Объединенная фирма стала называться Altec Lansing Corporation, и Джеймс получил в ней пост вице-президента, курирующего инженерные разработки.


Избавившись от финансовых забот, Лэнсинг смог сосредоточиться на изобретательстве. Именно тогда он довел до совершенства технологии скоростной намотки звуковых катушек и штамповки алюминиевых диафрагм для высокочастотных драйверов, которые впоследствии стали применяться во всем мире. Продолжал он заниматься и разработкой колонок. Наиболее успешными из них стали 604-я коаксиальная модель и театральная система A-4 (высотой более трех метров), созданная совместно с Джоном Хиллардом — первый в мире громкоговоритель с закрытой сзади низкочастотной секцией и портом спереди.


Во время войны компания занималась разработкой сверхчувствительных электромагнитных детекторов, которые устанавливались на самолетах для обнаружения подводных лодок — в них использовался обладающий высокой энергией магнитный материал Alnico V, который позже очень пригодился для производства динамических головок.


Как у большинства людей одаренных, у Лэнсинга был противоречивый и очень непростой характер. Постоянные разногласия с Джорджем Кэррингтоном (George Carrington), одним из боссов компании, сделали неизбежным уход Джеймса из Altec Lansing — через пять лет после слияния он счел свои моральные обязательства перед корпорацией выполненными и зарегистрировал собственную фирму — сначала Lansing Sound, потом по настоянию Кэррингтона она была переименована в James B. Lansing Sound. Случилось это как раз 60 лет назад, в 1946-м.


В те годы американские компании производили свою продукцию дома, о переводе заводов в Азию никто и не думал. Фабрика Джеймса Лэнсинга располагалась в городке Сан-Маркос, неподалеку от его ранчо, где он выращивал авокадо и цитрусовые. Одним из стартовых продуктов стал басовый драйвер D175, который до сих пор остается в каталоге JBL. Именно Лэнсинг начал использовать в низкочастотных динамиках 4-дюймовые звуковые катушки, а первым громкоговорителем, в котором было реализовано это решение, явился D130.

Как оказалось, компания была основана не в самое удачное время — сразу после войны в Штатах начался экономический спад. К тому же, как мы помним, талантливый инженер Лэнсинг был никудышным бизнесменом, и под его руководством фирма никогда не была прибыльной. Свой второй финансовый год она завершила с убытками в $2500, пришлось брать деньги взаймы, и к началу 1949-го долги компании достигли уже весьма крупной по тем временам суммы в $20000.


24 сентября 1949 года Джеймс Б. Лэнсинг ушел в мир иной. Очевидно, на этом могла бы закончиться и судьба JBL, но тогда мы бы не отмечали юбилей компании и не было бы этого очерка. За несколько лет до основания фирмы Джеймс застраховал свою жизнь — полученные по страховке $10000 пошли на уплату части долга и позволили удержаться на плаву. Хотя значительно важнее этих денег было то, что Лэнсингу удалось собрать в компании незаурядных людей, которые продолжили его дело.


Надо сказать, что авторитет Джеймса Б. Лэнсинга как инженера-акустика был чрезвычайно велик, поэтому колонки с табличкой «Jim Lansing Signature Sound» пользовалась устойчивым спросом, что помогло его последователям спасти фирму от банкротства. Компания все еще оставалась небольшой, но стала уже достаточно заметной на рынке. Что и вызвало очередной «наезд» со стороны Altec Lansing — ее боссам не нравилось, что часть их торговой марки, слово «Lansing», успешно используется конкурирующей фирмой. Начались долгие и изматывающие переговоры, в результате которых James B. Lansing Sound Company превратилась в аббревиатуру JBL, тогда же появился ее прежний логотип в форме восклицательного знака, напоминающего воинскую награду со вписанными в «медаль» тремя буквами. И началось восхождение этой марки к ее нынешним вершинам.

Значительная заслуга в подъеме компании принадлежит одаренному бизнесмену Уильяму Томасу (William Thomas), который начал участвовать в ее делах еще при жизни Джеймса, а после его смерти стал единоличным владельцем JBL, выкупив долю у вдовы Лэнсинга. Уильяму удалось привлечь к работе в компании таких же энтузиастов своего дела, талантливых инженеров, каким был и ее создатель.


В основе успехов фирмы всегда лежали инновационные технологии, позволявшие добиваться существенных преимуществ на рынке. К примеру, в 1954 году был запущен в производство компрессионный высокочастотный драйвер 375, обеспечивавший небывалые по тем временам характеристики — линейное воспроизведение высоких частот вплоть до 9 кГц! А в 1957-м компания стала применять принципиально новый метод изготовления магнитных систем для драйверов, что сделало возможным сократить их себестоимость и одновременно увеличить на 25% напряженность поля в зазоре.


С начала 50-х и на протяжении последующих двух десятилетий в компании работает выдающийся инженер Эдмонд Мэй (Edmond May)* — не было, пожалуй, ни одной модели драйвера или колонок, к которым он не приложил бы свою руку.


Как раз в середине 50-х годов появилось понятие Hi-Fi и возник спрос на качественную домашнюю звуковую технику. Уильям Томас чутко уловил новое веяние и привлек к сотрудничеству известного промышленного дизайнера Роберта Хартсфилда (Robert Hartsfield) — при его участии была разработана знаменитая акустическая система «Hartsfield», которая производилась до середины 80-х.


Еще один громкий успех тех лет в сфере потребительского хай-фая — знаменитая стереофоническая акустика «Paragon», выпущенная в 1958-м. Ее конструкцию создал полковник войск связи армии США Ричард Рэнджер, автор многих изобретений в сфере кинозвука, а экстравагантный внешний облик — талантливый дизайнер и вообще исключительно разносторонний человек Арнольд Вулф (Arnold Wolf) — это он разработал современный логотип JBL, а в период с 1969 по 1979 год был президентом компании.


Несмотря на успех домашних моделей, важной сферой деятельности JBL по-прежнему оставалась профессиональная акустика. В начале 60-х компания плотно работает с лейблом Capitol Records, а плодом их сотрудничества стали мониторы 4320 — они-то и сделали JBL одним из ведущих игроков в секторе студийной акустики. В частности, ее колонки были взяты на вооружение компанией EMI.


Как известно, профессиональная акустика часто является активной, поэтому компания занимается разработкой не только драйверов, колонок, но и усилителей. В частности, в 1965 году в недрах JBL была создана фирменная Т-образная схема выходного каскада для мощных транзисторных оконечных усилителей. Чуть позже, в 1968-м, запущены в серию трехполосные студийные полочные мониторы 4310, конструкция которых была далее усовершенствована в моделях 4311 и 4312. Именно JBL сделала первые в мире 4-полосные мониторы — это была серия 4300, производство которой началось в 1973 году.

Начавшаяся в 60-е годы эпоха рока вызвала потребность в мощной и устойчивой к перегрузкам концертной акустике. И JBL смогла ее удовлетворить. За основу был взят драйвер D130, разработанный еще самим Джеймсом Б. Лэнсингом — после небольшой доводки он соответствовал новым запросам. В итоге известный производитель музыкальных инструментов Fender Guitar Company расценил его как идеальную головку для своих гитарных колонок. За короткий срок был создан достаточно широкий спектр концертных драйверов и систем, что вывело JBL в число лидеров и в этой сфере.


В 1969 году Уильям Томас решил отойти от дел и продал JBL Сиднею Харману из Jervis Corporation. И уже под его управлением компания увеличила свой ежегодный оборот с $8 млн. до $60 млн. В 1977-м JBL вновь сменила владельца, а ее штаб-квартира переехала в Нортридж (Northridge), штат Калифорния — в честь этого города позже была названа популярная серия домашней акустики. Через три с половиной года компания вернулась в собственность к Сиднею Харману и сейчас по-прежнему входит в состав корпорации Harman International.

В 1981 году вышли знаменитые L250 — 4-полосные домашние колонки, пережившие реинкарнацию в 1990-м в модели L250Ti Limited Edition, а в начале этого года — в юбилейной и усовершенствованной TL260 Limited Edition.


В 1982 году инженеры JBL впервые использовали титан в качестве материала для диафрагм у компрессионных драйверов, а с 1984-го он стал применяться и в потребительских моделях, получивших благодаря новым пищалкам расширенный до 27 кГц частотный диапазон.


Середина 80-х отмечена реализацией уникального знакового акустического проекта «Everest» — третьего после «Hartsfield» и «Paragon». В 1985-м эти колонки получили титул «Продукт года» от авторитетного японского журнала «Stereo Sound». За четыре года было продано порядка 500 пар, что отнюдь не мало для акустики такого класса. В 1989-м ей на смену пришла топовая линейка K2, а ее новейшая модификация с флагманом K2 S9800 SE вышла как раз к 60-летнему юбилею.


Одним из тех, кто играл ключевую роль в разработке топовых моделей JBL, был последователь Эда Мэя — Грэг Тимберс (Greg Timbers). Он пришел в JBL в 1972-м и дорос в итоге до шефа конструкторского отдела потребительского дивизиона в Harman International.


Заметное событие в истории компании — запуск в 1995 году серии профессиональной акустики EON. Сейчас производится второе поколение этих студийных систем, которые приобрели небывалую популярность. Надо сказать, что подразделения профессиональной и потребительской техники JBL являются формально самостоятельными, однако в инженерном плане они всегда сохраняли самую тесную связь — наиболее важные инновационные решения, которые впервые реализовывались в студийных моделях, позднее непременно становились достоянием домашних систем. Так что слоган «Pro sound comes home!» («Профессиональный звук приходит домой») вовсе не является лишь красивым рекламным лозунгом — это констатация факта.

Так какой же урок мы можем вынести для себя из 60-летнего опыта JBL?


Истинный успех в сфере производства AV-техники немыслим без нескольких важнейших составляющих. В первую очередь, конечно, это талант разработчиков, конструкторов, инженеров и дизайнеров — энтузиастов своего дела, людей творческих и нестандартно мыслящих, генераторов свежих технических идей. Однако их задумки не смогут дойти до публики без толковых менеджеров, расчетливых финансистов, обладающих безошибочной интуицией маркетологов. Вдобавок все эти столь разные люди должны составить сильную команду единомышленников, что само по себе получается далеко не у всех и не всегда. А вот у JBL получилось.

Источник: salonav.com

Добавлено: 3.01.2010

Другие бренды на J
Реклама на brandpedia.ru