Smart

Smart - история бренда

Smart - марка автомобилей особо малого класса, выпускаемых одноимённой компанией, принадлежащей международной компанией Daimler AG. Совместное предприятие MCC (Micro Compact Car AG) создано корпорациями Daimler-Benz и швейцарской часовой компанией Swatch с целью создания городского двухместного и очень экономного мини-автомобиля Smart. Micro Compact Car в сентябре 2002 изменило название на Smart GmbH.

В конце 1982 года генеральный директор часовой компании SMH, производящей часы Swatch, Николас Хайек начал разрабатывать идею нового автомобиля. Он собирался использовать те же производственные стратегии, которые использовались для популяризации часов Swatch. Хайек полагал, что автомобильная промышленность проигнорировала группу потенциальных клиентов, которые хотели маленький и стильный городской автомобиль. Эта идея вскоре стала известна как Swatchmobile.

Собственная компания Николаса Хайека Hayek Engineering AG начала проектировать новый автомобиль для компании SMH, рассчитанный на двоих человек и имеющий гибридную трансмиссию.

В то время как разработка дизайна автомобиля продолжалась, Хайек боялся, что существующие производители будут чувствовать угрозу от Swatchmobile. Таким образом, вместо того, чтобы напрямую конкурировать, он предпочел сотрудничать с другой компанией в автомобильной промышленности. Хайек обратился к нескольким автопроизводителям, и 3 июля 1991 года он договорился с Volkswagen об участии в разработке нового проекта.

К 1993 году генеральным директором Volkswagen стал Фердинанд Пьех. Он сразу же попытался прекратить сотрудничество с компанией SMH. Volkswagen уже работал над собственным автомобилем, с расходом топлива в три литра на 100 км пробега.

Николас Хайек подозревал, что Пьех постарается разорвать соглашение с SMH после его вступления в должность генерального директора, поэтому он осторожно начал приближаться к другим автомобильным компаниям с проектом Swatchmobile. Получив отказ от BMW, Fiat, General Motors и Renault, он, наконец, достиг неофициального соглашения с Daimler-Benz AG, производителем автомобилей Mercedes-Benz.

4 марта 1994 года на пресс-конференции в штаб-квартире Mercedes-Benz в Штутгарте было объявлено о создании новой компании Micro Compact Car AG (MCC). 49% первоначального капитала в 50 миллионов швейцарских франков были предоставлены SMH, а оставшиеся 51% - Daimler-Benz.

Компания состояла из двух дочерних компаний: MCC GmbH, базирующейся в Реннингене (пригород Штутгарта), которая должна была отвечать за проектирование автомобилей, и тогда еще не названный завод по производству.

Компания SMH Auto SA, принадлежащая Николасу Хайеку, отвечала за разработку гибридной системы электропривода для автомобиля, в то время как Hayek Engineering должна была провести аудит проектирования и производства.

На пресс-конференции также состоялся дебют двух концепт-каров: Eco-sprinter и Eco-speedster. Автомобили были похожи на возможный Smart City-Coupé. Компания SMH не принимала участия в разработке этих концепций, их разработали в дизайн-студии Mercedes-Benz в Калифорнии.

К концу апреля 1994 года компания MCC открыла головной офис в городе Биль (Швейцария).

Сразу же были назначены три со-директора, которые возглавят новую компанию: дизайнер и инженер Иоганн Томфорд, финансовый администратор Кристоф Баубин из Daimler-Benz и менеджер по маркетингу Ханс Юрг Шер, который отвечал за маркетинг в компании Swatch в середине 1980-х годов. До нового назначения Томфорд работал над проектом Mercedes City Car в Daimler-Benz с 1990 года, в ходе которого были разработаны концепции Eco-sprinter и Eco-speedster, а также концепция Vision-A, которая в итоге стала Mercedes-Benz A-Class.

Одним из первых споров в MCC было название самого автомобиля. Николас Хайек настаивал, чтобы в название фигурировало имя компании Swatch: Swatchmobile или Swatch Car. В Daimler-Benz не согласились и настаивали на нейтральном имени. В итоге, остановились на названии Smart.

К маю 1994 года содиректоры определили 74 потенциальных площадки для сборочного завода. Окончательное место для строительства завода было объявлено 20 декабря 1994 года: город Амбах (Франция).

В 1995 году Томфорд разработал модульную систему сборки для автомобиля, настаивая на том, чтобы поставщики спроектировали и собрали и даже установили свои собственные модули на конечную машину, на новом заводе, используя своих собственных сотрудников, таким образом уменьшая накладные расходы для материнской компании. Компания MCC заключила контракты с поставщиками на разработку и поставку практически всех частей автомобиля: сидений Faurecia, интерьеров VDO, шасси и дверных модулей Magna, дверных панелей Dynamit Nobel и подвесок Krupp.

Несмотря на то, что некоторая часть расходов была переложена на плечи поставщиков, работа компании MCC требовал больших денег. Компания нуждалась в дополнительных финансовых вложениях. Рекапитализация Daimler-Benz увеличила их долю владения в компании до 81% к 1996 году, оставив компанию SMH с оставшимися 19%.

Сборочный завод открылся 27 октября 1997 года, когда президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Гельмут Коль провели церемонию перерезания ленточки.

Начало поставок автомобиля Smart City-Coupé было запланировано на март 1998 года, однако динамическая нестабильность прототипов побудила Daimler-Benz объявить об отсрочке запуска до октября 1998 года. Иоганна Томфорда сменил на посту главного инженера Герхард Фриц. Фриц понизил центр тяжести, расширил колею, усилил подвеску, изменил рулевое управление и добавил балластный вес в переднюю часть автомобиля, чтобы повысить его устойчивость при маневрах.

В октябре 1998 года в девяти европейских странах начались продажи Smart City-Coupé. Однако, получившийся автомобиль не устроил Николаса Хайека. Он стремился к созданию гибридного авто, а конечный продукт использовал относительно обычный бензиновый двигатель.


Smart City-Coupé

Вскоре после этого Daimler-Benz выкупила оставшуюся долю SMH в компании. Micro Compact Car (MCC) была теперь дочерней компанией Daimler-Benz (которая вскоре объединилась с Chrysler Corporation, чтобы стать DaimlerChrysler).

Офис в Биле был закрыт, а все операции, связанные с брендом Smart, были объединены в дизайн-центре MCC GmbH в Германии.

1 января 1999 года MCC GmbH изменила свое название на MCC smart GmbH, и к 2000 году она потеряла последние остатки ассоциации с SMH, став Smart GmbH.


Smart Fortwo II Cabrio

Модельный ряд был впоследствии расширен, была добавлена модель с задним расположением двигателя, задним приводом и четырехдверным четырехместным кузовом. Эта модель получила название Forfour (Для четырёх). Модель City-Coupé была переименована в Fortwo (Для двоих), чтобы соответствовать новой схеме именования.


Smart Forfour

Расширение не увеличило прибыль в компании; Smart GmbH потерял почти 4 миллиарда евро с 2003 по 2006 год. Были приняты меры по увеличению прибыльности компании и интеграции ее деятельности с материнской компанией Daimler (в то время DaimlerChrysler).

В 2005 году Daimler приняла решение не покупать 50% акций голландского завода NedCar, задействованного в производстве модели ForFour. Работы над новой моделью (внедорожником) под названием Formore были прекращены.

В 2006 году, после сокращения продаж и больших финансовых потерь, Smart GmbH была ликвидирована, а ее мощности перешли непосредственно компании DaimlerChrysler.

До апреля 2019 года компания Smart работала в подразделении Mercedes-Benz Cars - компании Daimler AG, предлагая двухместные купе, два кабриолета и четырехдверный хэтчбек.

В марте 2019 года 50% бренда Smart были куплены китайским автопроизводителем - компанией Geely.

В 2019 году Daimler объявила, что при поддержке Geely будет построен новый завод в Китае, в 2022 году он начнет выпускать автомобили Smart следующего поколения.

Добавлено: 15.05.2010
Обновлено: 13.11.2019
Другие бренды
Шедевры рекламы. Это нужно видеть.
Реклама на brandpedia.ru