Hasselblad

Hasselblad - история бренда

Victor Hasselblad AB — шведская компания, занимающаяся производством среднеформатных фотоаппаратов и фотографического оборудования. Штаб-квартира компании расположена в Гётеборге (Швеция).

Имя Hasselblad было связано с камерами почти с самых ранних дней самой фотографии. Сначала просто продажи, затем производство инструментов, с помощью которых можно было запечатлеть увиденное. А традиция проектирования камер с учетом потребностей фотографов для превосходного качества изображения, надежности и универсальности восходит к более полуторовековой истории. И история, скрывающаяся позади наших камер, почти также зачаровывает, как и сами наши камеры.

Более полутора столетий назад, в 1841 году в портовом городе Готенбург на западе Швеции, семья Хассельблад (Hasselblad) основала свою первую торговую компанию, F.W. Hasselblad & Co. Расположение в Готенбурге, с его близостью к Европейскому континенту и исторически сложившимися торговыми связями с Британией, Голландией, Данией, Германией и большинством других стран, было идеальным для фирмы, занимающейся международным импортом-экспортом. Компания F.W. Hasselblad & Co вскоре стала одним из наиболее процветающих коммерческих предприятий Швеции. Она также начала заниматься импортом комплектующих и продуктов для новой зарождающейся отрасли фотографии.

Когда Арвид Виктор  Хассельблад (Arvid Viktor Hasselblad), сын основателя компании и страстный любитель фотографии, основал фото подразделение в компании, он прокомментировал это так, «Я, конечно, не думаю, что мы на этом заработаем много денег, но, по крайней мере, это даст нам возможность фотографировать бесплатно.» Арвид Виктор вскоре понял, что ошибся насчет потенциальной прибыльности этой отрасли, и фото подразделение стало основной частью компании F.W. Hasselblad & Co. Как мало он знал о том, куда на самом деле приведут его первые пробные шаги в сторону импорта камер и пленки!

Во время своего медового месяца в Англии, Арвид Виктор познакомился с Джорджем Истманом (George Eastman), человеком, который вскоре после этого станет основателем компании Kodak и сделает фотографию доступной для потребителя среднего класса. Эти два человека начали деловое сотрудничество, основанное на простом рукопожатии, которое продлилось почти 80 лет.

В 1888 году компания Hasselblad начала импортировать продукцию Eastman как единоличный дистрибьютор в Швеции. Растущая популярность фотографии, сопровождаемая техническими прорывами в этой отрасли, привела к росту спроса на фото оборудование, спроса, который компания Hasselblad была премного рада удовлетворять. Фото подразделение компании развивалось настолько быстро, что в 1908 семья основала отдельную фирму для работы с растущим бизнесом. Эта фирма, Hasselblad’s Fotografiska AB, стала эксклюзивным шведским дистрибьютором того, что сейчас известно как продукция EastmanKodak. Создавались и развивались лаборатории и сети розничных магазинов государственного масштаба. Сотрудничество, основанное на доверии и чести между двумя людьми, оказалось на деле чрезвычайно успешным.

Карл Эрик Хассельблад (Karl Erik Hasselblad), внук основателя компании, понял, насколько велика выгода, получаемая семьей от фотографии, и стал действовать соответственно. Сын Карла Эрика, Виктор, рожденный в 1906 году, воспитывался, чтобы стать наследником семейного бизнеса. Будучи застенчивым и чувствительным ребенком, имеющим двух сестер и младшего брата, Виктор любил прогулки за городом и проявлял интерес к наблюдению за птицами, который оставался у него на протяжении всей жизни. Виктор превратился в не по годам развитого подростка, страстно увлекающегося фотографией, и это увлечение, унаследованное им от деда, подталкивало его к намерению улучшить существующее оборудование. За это время он постоянно и тщательно записывал свои открытия, и в его блокнотах уже тогда можно было найти идеи по усовершенствованию камер. Сейчас нам это может показаться странным, но Карл Эрик забрал своего сына из школы в 18 лет, оборвав обучение юноши, и отправил его в Дрезден, Германию, чтобы там он получил знания в индустрии камер и производстве оптики, начиная с азов. Это, вероятно, стало настоящей удачей для молодого Виктора. Юноша часто вставал рано утром и отправлялся за город, чтобы до начала занятий в школе понаблюдать за птицами. Его часто можно было застать дремлющим на уроках, из-за усталости от ранних подъемов. Альтернативной формой обучения оставался, пожалуй, только билет в Дрезден. Виктор – глобалист Виктор провел несколько следующих лет в обучении, которое его отец считал правильным, получая уроки из реального мира, а не в классной комнате.

Молодой Виктор ездил по всему миру, проводя этот период своей жизни как ученик в индустрии камер. Сначала в Германии и во Франции, затем в США, он работал на заводах по производству камер и пленок, фотолабораториях, магазинах фотокамер, во всем местах, которые могли бы обеспечить ему глубокое понимание мира фотографии изнутри или дать знание о том, как были изготовлены камеры и объективы. Отец Виктора хотел, чтобы тот получил образование с широкой базой, образование, которое сослужило бы ему хорошую службу во время управления семейным бизнесом. Мир должен был стать полем личных исследований Виктора, его собственной лабораторией. И в какой-то степени, так оно и было. Когда Виктор не находился на заводах или в магазинах за изучением бизнеса или производственной стороны бизнеса, связанного с камерами, он отправлялся в ближайшие пригороды и терпеливо дожидался возможности запечатлеть какую-нибудь местную птицу или других представителей дикой природы на свою камеру. Опыт в области фотосъемки и терпение – вот что приобретал он в течение этих, как оказалось, бесценных часов, проведенных в лесах.

Не менее бесценным оказалось его погружение в деловой мир индустрии камер. Положение и связи семьи Хассельблад дали молодому Виктору уникальный доступ в международное общество и подарили возможность знакомств с одним из ведущих мировых светил в области бизнеса. Виктор подружился с партнером по их семейному бизнесу, Джорджем Истманом. Истман, один из наиболее перспективных и успешных предпринимателей в мире и основатель компании Kodak, усовершенствовал пленку в рулонах и был одной из самых значимых фигур в мировой фотографии. Старший бизнесмен сделал Виктора своим протеже, взяв его под свое крыло в главном офисе компании и у себя на родине, в Рочестере, штат Нью-Йорк. Эта дружба очень помогла в последующие годы. Благодаря Истману, Виктор познакомился с прекрасными фотографами и техническими специалистами. Спустя некоторое время Виктор вернулся в Швецию и к семейному бизнесу, но любовь длиною в жизнь к стране по другую сторону Атлантического Океана только начиналась.

По возвращению в Европу, Виктор продолжил свои путешествия; сначала в Голландию, затем во Францию и в Марокко, для поиска и фотографирования редких птиц. Он принимал участие в главной выставке в Готенбурге в 1928 году, а в 1934 он познакомился с 19-летней Эрной Наторст (Erna Nathorst) и женился на ней. В 1935 году Виктор опубликовал книгу, названную «Перемещения перелетных птиц» (Migratory Bird Passages), в которой содержалось большое количество фотографий птиц в полете, что было редкостью в те времена. Виктор вернулся к работе в семейной фирме, где не сделал больших успехов, и его жизнь омрачалась конфликтом в семье и разногласиями с отцом. Спустя короткое время Виктор ушел, чтобы основать собственную компанию.

В 1937 году Виктор Хассельблад открыл свой собственный фотомагазин, метко названный Victor Foto, в центре Готенбурга. В магазине имелась фото лаборатория, и это был его первый коммерческий шаг, сделанный независимо от семьи. У Виктора был талант к бизнесу и маркетингу, и, как магазин, так и его владелец были весьма успешны.

В 1939 году Разразилась война, и последовали вторжения немецких войск в Данию и Норвегию. К началу 1940-х годов Европа была полностью охвачена Второй Мировой Войной. Завоевание Германией окружающих скандинавских стран привело к общей мобилизации неподготовленной шведской армии. Нация, всегда отличавшаяся своим нейтралитетом, спешила экипироваться и подготовить себя к войне. А в это время немецкие войска уверенно двигались через Норвежскую границу. Самолеты немецкой разведки вторгались в воздушное пространство Швеции, и некоторые из них падали на территории Швеции. Большинство из этих самолетов – и их оснащение – были разрушены. Но, похоже, в одном из них уцелела часть бортового оборудования: полностью функционирующая немецкая камера воздушной разведки. Где и как именно шведская армия получила эту камеру, истории точно не известно, но понятно одно: это был прибор, который шведские Вооруженные Силы получили в свое полное распоряжение.

Однако, одно дело заполучить немецкую камеру, и совсем другое – знать как изготовлять подобные камеры. Это шведы поняли очень скоро. К этому времени, Виктору Хассельбладу было немного за тридцать, и он успел заработать репутацию знатока камер. Он опубликовал несколько статей по фотографии и связанным с ней техническим вопросам, и, конечно, его фамилия ассоциировалась с самым успешным каналом поставок фотооборудования в стране. Это было практически предопределено, что шведские вооруженные силы обратятся к Виктору за помощью.

Весной 1940 году Шведское правительство обратилось к 34-летнему Виктору с просьбой о том, сможет ли он изготовить камеру, идентичную трофейной немецкой. По легенде, Виктор ответил «Нет, но я смогу сделать камеру лучше этой». В апреле того же года Виктор основал цех для производства камер в простой автомастерской в центре Готенбурга. Недалеко находилась свалка механических приборов, послужившая оказавшимся весьма кстати источником сырьевых материалов. По вечерам, с помощью очень талантливого механика из автомастерской и его брата, Хассельблад начал разбирать немецкую камеру и проектировать то, что в последствии станет первой камерой Hasselblad - HK 7. Через несколько месяцев у компании появился надлежащий завод с двадцатью рабочими, а позже в 1941 году Небольшое предприятие, изначально названное Ross Incorporated, переехало в более подходящее помещение и начало серийное производство портативных HK 7. Формат этой камеры был 7x9см, она работала с 80мм пленкой и имела два сменных объектива, один - Zeiss Biotessar, а другой – или Meyer Tele-Megor или Schneider Tele-Xenar.

В конце 1941 году Виктор получил новый заказ от Военно-Воздушных Сил на новую камеру, которая должна была иметь более крупный формат негативов и фиксированное крепление к самолету. Вооруженные Силы были весьма довольны как камерой HK 7, так и моделью, вышедшей после нее - SKa4, которая обладала рядом уникальных характеристик, оказавшихся важными для послевоенного производства Hasselblad, включая сменные кассеты с пленкой. Должны были создаваться новые камеры. В 1942 году умер Карл Эрик Хассельблад, и Виктор выкупил большую долю акций семейной компании, F.W. Hasselblad. Производство камер для Шведских Вооруженных Сил продолжалось, в период с 1941 по 1945 годы поставки Hasselblad в общей сложности насчитывали 342 камер. И все это время Хассельблад рассматривал производство военных камер как первый шаг к разработке камер для гражданской отрасли применения. Он немедленно делился своими планами со своими сотрудниками, говоря, что не намеревается изготовлять камеры для использования только в военных целях. Виктор объяснял, что имеет собственное видение потребительского рынка, и что у него уже есть задумки по новому типу камеры. Высококачественной, портативной камеры. Камеры, которая помещалась бы в его руке, как он говорил. А руки у Виктора Хассельблада были очень маленькими.

Была создана новая компания для воплощения в жизнь его мечты: разработки и модернизации опытных образцов камер, в то время как продолжалось производство других камер для военных целей. Однако война закончилась до того, как Виктор смог применить свои исследования и разработки для своей новой камеры. В это время он занял своих рабочих на заводе изготовлением прецизионных часов и часовых механизмов. В общей сложности было изготовлено свыше 95,000 часов. Это было хорошей тренировкой по точной механической работе, которая потребуется для будущих камер. Камера нового поколения Как только война закончилась, Виктор сосредоточил силы своих работников на производстве камеры нового стиля для потребительского рынка. А 6 октября 1948 год он представил миру первую бытовую камеру, выпущенную компанией Hasselblad - Hasselblad 1600F. Эта модель, однообъективная, зеркальная камера 6x6 со сменным объективом Kodak, пленочными кассетами и видоискателями, была представлена на пресс-конференции в Нью-Йорке и получила широкое признание. Камера 1600F получила высокие оценки критиков и стала настоящим прорывом в производстве фотооборудования.  Но, были и изъяны.


Hasselblad 1600F 1952 года

Первые камеры Hasselblads были настоящим технологическим чудом во многих отношениях, и имели по-настоящему красивый внешний вид, но их технологически развитые внутренние компоненты были очень уязвимы. Производство совершенно нового продукта никогда не бывает без ошибок, и камера Виктора не стала исключением. Создатели часов на заводе Виктора были экспертами по созданию точных запчастей, но не имели опыта в производстве механики, которая бы выдерживала механическое напряжение, предусматриваемое карманной камерой. Одни улучшения вели к другим, и одни элементы дизайна сменялись другими, пока модель 1600F не была полностью обновлена и доведена до нужного уровня. Некоторые из «бракованных» камер выжили, несмотря на старания Виктора, к большой радости как коллекционеров, так и историков. Эти ранние модели 1600Fs, не соответствующие бескомпромиссным стандартам Виктора, просуществовали еще более полувека. В итоге, улучшения дизайна привели к созданию новой камеры, которой сам Виктор очень гордился – новой 1000F.

Новая камера 1000F обладала многими обновленными и улучшенными характеристиками, а также была оснащена новым объективом, который теперь включал в себя шесть линз. А затем, в 1952 году, камера получила настоящее признание. Американский журнал «Modern Photography» протестировал новую камеру Hasselblad 1000F и опубликовал впечатляющие результаты. Испытатели журнала отсняли 500 рулонов пленки на этой камере – и даже нарочно уронили ее. Дважды. Камера Hasselblad так и не сломалась, и даже не сбились ее механические настройки. Сказать, что все вопросы с долговечностью использования были решены, значило бы ничего не сказать. Была рождена легенда.

Успех разработок и камер, а также деньги, которые они приносили, способствовали расширению компании Виктора. Развитие продолжалось, изобретались новые разработки. На каждом шагу своего пути Виктор использовал преимущества своих обширных связей и собственный опыт фотографа, аккумулируя всю информацию и рекомендации, которые он получал.

В 1953 году появился доработанный фотоаппарат Hasselblad 1000F (1000 — минимальная выдержка шторного затвора, F — фокальный затвор).

В 1954 году на выставке Photokina была представлена камера Hasselblad SWC с жёстковстроенным сверхширокоугольным объективом 38 мм SWA (англ. Supreme Wide Angle — сверхширокоугольный) доктора Бертеля из Carl Zeiss. Фотоаппарат не имел зеркального видоискателя. Вместо этого он оснащался съёмным телескопическим визиром, а фокусировка осуществлялась по шкале дистанций. Центральный затвор встроен в объектив симметричной конструкции с минимальными дисторсией и виньетированием. Несмотря на принципиальные отличия от всех предыдущих моделей, с камерой используются стандартные магазины Hasselblad для плёнки. Эта линия сверхширокоугольных камер с небольшими изменениями выпускалась до 2002 года параллельно с фотоаппаратами со сменной оптикой.

В 1957 году камеру 1000F заменила модель Hasselblad 500C без фокального затвора, вместо которого установлены светозащитные створки, предохраняющие плёнку от засветки при замене объектива. Для камеры выпущена новая линейка «C» объективов с встроенными центральными затворами «Synchro-Compur», несовместимая с предыдущими моделями. Цифра «500» также отражает знаменатель кратчайшей выдержки затвора. Hasselblad 500C стал основой для большинства фотоаппаратов Hasselblad до 2008 года. Он положил начало системе, названной впоследствии «V-system», и включающей все последующие фотоаппараты, рассчитанные на использование плёнки. В конце 1980-х годов модель 500C получила новое название 503 CX.


Hasselblad 500C

Производство фотоаппаратов стало рентабельным только в 1960 году, благодаря снижению себестоимости производства. Размещение затвора в объективах, производившихся на Carl Zeiss, удешевило фотоаппарат, повысив доходы. Кроме того, компания продолжала продавать импортные фотоматериалы, и оставалась дистрибьютором Kodak.

В 1962 году NASA начало использовать камеры Hasselblad в своих космических полётах, и попросило компанию внести в конструкцию некоторые изменения. В результате в 1965 году была разработана камера Hasselblad 500EL с электроприводом. Этот фотоаппарат стал первой «моторизованной» среднеформатной камерой, догнав малоформатный Nikon F, получивший приставной мотор шестью годами раньше. Благодаря космическим программам NASA, продукция Hasselblad приобрела дополнительную популярность среди профессиональных фотографов, поверивших в её надёжность.

Hasselblad 500C использовался в 1962 и 1963 годах в двух последних полётах программы «Меркурий». В 1965 и 1966 годах камера использовалось в полётах программы «Джемини». После пожара на «Аполлон-1» NASA выдвинуло дополнительные требования по безопасности электрооборудования.

Камера с электроприводом Hasselblad 500EL в первый раз использовалось на «Аполлон-8». Она получила название Hasselblad Electric Camera (HEC). Три камеры 500EL использовались на Аполлон-11. Единственными фотоаппаратами общего назначения, побывавшими на поверхности Луны в рамках американской лунной программы, стали камеры «Хассельблад». В лунном варианте зеркало было убрано, так как мешало установке специального объектива Zeiss Biogon 5,6/60. Кроме зеркала отсутствовал и видоискатель, а кадрирование осуществлялось изменением положения скафандра, к которому камера крепилась жёстко. Так же, как большинство аэрофотоаппаратов, космические «Хассельблады» оснащались стеклянным экраном, расположенным в фокальной плоскости. Кресты, нанесённые на экран, отображались на прижатой вплотную к нему фотоплёнке для компенсации неточностей измерения вследствие искривления подложки. Фотоаппараты Hasselblad 500EL не имели герметичного бокса, механизм работал в условиях вакуума. Остальное фотооборудование на борту лунных модулей состояло из специальных камер для панорамной съёмки и фотограмметрии.

Первая специально разработанная рекогносцировочная камера (КА-74) фирмы «Хайкон Мэнуфэкчуринг Компани», установленная на «Аполлоне-14», в феврале 1971 года в полете вышла из строя. В качестве замены ей была использована камера «Хассельблад» с длиннофокусным объективом 500 мм, и выбор места посадки «Аполлона-16» был сделан на основе этих фотоснимков.

Рекомендованная цена «Хассельблада» в космическом исполнении составляла в 1971 году 130 тысяч долларов США. На поверхности Луны астронавты «Аполлон-11» пользовались версией Hasselblad EL Data Camera (HDC) со специальным объективом Zeiss 5,6/60 мм Biogon и магазином для плёнки на 150—200 кадров. Следующие лунные миссии NASA также применяли 500EL. На «Аполлон-15» был использован 250 мм телеобъектив. В программе Space Shuttle использовались версии 500 EL/M, 553 ELX, 205 TCC и 203 FE.

Все фотоаппараты, за исключением камеры корабля «Аполлон-14», которыми пользовались астронавты на Луне, там и остались. На Землю вернулись только кассеты с отснятой фотоплёнкой (чтобы не перегружать при взлёте лунный модуль корабля «Аполлон»). Фотоаппарат корабля «Аполлон-14» был возвращён на Землю и сейчас экспонируется в канзасском космическом музее «Cosmosphere».

В 1966 году, Виктор Хассельблад продал дистрибьюторскую компанию и розничную сеть Hasselblad Fotografiska AB компании Kodak, завершив их долгосрочное партнерство, но не дружбу, на которой оно было основано. В 1976 году, Виктор был готов передать управление своей компанией и выбрал шведскую инвестиционную компанию, Safvean AB, которая купила Victor Hasselblad AB.

В 1976 году Виктор Хассельблад продал компанию Hasselblad AB шведской инвестиционной компании Säfveån AB.

В 1978 году в возрасте 72 лет Виктор Хассельблад скончался.

В своем завещании он оставил основную часть своего крупного состояния Эрне и Фонду Виктора Хассельблада. Целью этого фонда было поставлено продвижение исследований и академического преподавания в области естественных наук и фотографии. Ежегодный приз в области фотографии, Международная Награда Фонда Хассельблада в Области Фотографии (Hasselblad Foundation International Award in Photography) – это самая престижная фото награда в мире и достойная память о Викторе в мире фотографии, который он так любил. За всю историю своего существования, компания Hasselblad тщательно выбирала своих поставщиков и партнеров для сотрудничества, формируя долгосрочные отношения с такими знаменитыми компаниями, среди которых были например, такие как Kodak и Zeiss.

В 1982 году Carl Zeiss начал производство ещё одной линейки объективов серии CF, оснащённых центральным затвором Prontor, и пригодных для использования с «Хассельбладами» серий 500C и 2000CF. Использование этой оптики с 2000-й серией камер позволяет выбирать, какой затвор использовать в зависимости от задачи: фокальный или центральный. При выборе центрального затвора фокальный переводится в режим светозащитной шторки без отработки выдержек. Для использования фокального затвора центральный отключается установкой в режим «F».

В 1984 году Victor Hasselblad AB стала публичной компанией. 42,5% её акций были проданы на Шведской бирже акций. В 1985 году шведская компания Incentive AB приобрела 58,1% акций Hasselblad.

В 1991 году Incentive AB выкупила остальные акции, и Hasselblad вновь стал частной компанией.

В 1985 году было создано дочернее общество Hasselblad Electronic Imaging AB.

В 1991 году запущено производство новой 200-й серии фотоаппаратов, первым из которых стал Hasselblad 205TCC. Линейка стала развитием серии 2000CF с фокальным затвором, но дополнена электронной автоматикой. Первая модель оснащена TTL-экспонометром с точечным замером. В отличие от всех остальных моделей, использующих для измерения экспозиции сменную пентапризму, в новом фотоаппарате система измерения встроена в корпус и основана на вспомогательном зеркале, расположенном под основным. Кроме того, камера оснащена автоматическим управлением экспозицией в режиме приоритета диафрагмы. Аббревиатура «TCC» расшифровывается как «Управление тональностью и контрастом» (англ. Tone and Contrast Control) и отражает особенности управления экспозицией, основанного на зонной теории Адамса.

В 1996 году компания Hasselblad была продана компаниям UBS, Cinven и менеджерам Hasselblad.

В 1997 году запущено производство новой линейки малоформатных дальномерных фотоаппаратов Hasselblad X-pan с панорамным форматом кадра 24×65 мм. Разработка этой линейки происходила совместно с японской компанией Fujifilm.

В 1998 году результат одного такого сотрудничества позволил Hasselblad, вместе с Fuji Photo Film, еще раз совершить революционный прорыв, представив новую камеру Hasselblad XPan. Эта уникальная система была разработана и изготовлена компанией Hasselblad в тесном сотрудничестве с Fuji. XPan использует стандартную 35 мм пленку для производства среднеформатных панорамных снимков на одном рулоне пленки. Эта камера является плодом долгих исследований и развития совместного проекта, связанного с 35 мм аналоговыми камерами двойного формата для фотографов-профессионалов и продвинутых любителей. Эта концепция  камеры Hasselblad  стала новым измерением в мире 35 мм пленки и идеальным дополнением к уже и так широкой системе камер Hasselblad.

В 2002 году вышла еще одна революционная камера. На этот раз - среднеформатная камера 6x4.5, объединившая в себе новейшие технологические разработки, включая автофокусировку  и самый современный тип управления через электронную матрицу. Она была разработана на базе цифровых технологий и сразу обрела успех. Несколько месяцев спустя группа компаний Shriro – давний дистрибьютор Hasselblad на территории Азиатского побережья Тихого океана – приобрела основную часть акций Victor Hasselblad AB. Также произошли изменения в общем производстве, когда был построен новый завод в Готенбурге, в связи с необходимостью освободить расширившееся здание Hasselblad, которое было родным домом для камер почти со дня основания. Наряду с новым заводом и новой технологически передовой камерой, компания Hasselbladсделал еще один важный шаг вперед, когда группа компаний Shriro приобрела Imacon, датского производителя цифровых задников и сканеров. Затем эти две компании слились в одно гармоничное предприятие, уделяющее внимание в основном цифровым разработкам, чтобы удовлетворять растущий спрос профессиональных фотографов.

В 2002 году запущена новая линейка фотоаппаратов под названием «H-system». При этом все предыдущие модели задним числом получили название «V-system». Аппаратура нового типа отличалась использованием прямоугольного кадра 4,5×6 сантиметров вместо квадратного, а также новой линейкой оптики под такой формат.

В 2004 году налажено производство цифровых «задников» для фотоаппаратов старой линейки «V-system». Первая модель «Hasselblad Ixpress V96C» оснащалась квадратной матрицей размером 37×37 мм с разрешением 16 мегапикселей. При этом для стандартных объективов кроп-фактор составляет 1,5.

Компания Hasselblad в 2006 году представила первый фотоаппарат новой линейки Hasselblad HxD для профессиональных фотографов, в том числе первый в мире цифровой зеркальный (среднеформатный) фотоаппарат. Он имеет разрешение матрицы цифрового задника 39 Мпикс, работает с собственным фирменным графическим форматом 3F Raw и собственными носителями информации Hasselblad. На 2013 год компания выпускает пятое поколение фотоаппаратов этой линейки.

В апреле 2013 года компания объявила о прекращении производства фотоаппаратов V серии.

Добавлено: 23.05.2010
Обновлено: 1.02.2019
Другие бренды
Купить готовый общий клинический анализ.
Реклама на brandpedia.ru