ИжАвто

ИжАвто - история бренда

«ИжАвто» — автомобильный завод в Ижевске, Россия. Полное фирменное наименование — Открытое акционерное общество «Ижевский автомобильный завод». Сокращённое фирменное наименование — ОАО «ИжАвто».

Ижевский автомобильный завод - одно из крупнейших предприятий Ижевска. На сегодняшний день отметка собранный здесь автомобилей приближается к 4,5 миллионам. О масштабе производства можно судить уже только по его размерам - оно занимает территорию в 1 300 000 квадратных метров, а всего же в заводском комплексе насчитывается 70 зданий и сооружений. Но знаменит он не только этим.

В 1965 году по инициативе и при поддержке Дмитрия Федоровича Устинова, курировавшего тогда оборонную промышленность страны, началась история Ижевского автозавода. И эта история оказалась полна самых невероятных событий и цифр.

Так, с начала строительства завода было вынуто и перемещено 3 миллиона кубических метров грунта и уложено 20 тысяч кубических метров бетона. В строительстве завода принимали участие представители 42 национальностей. Здесь применялись самые передовые технологии того времени. Например, впервые в Советском Союзе корпуса возводились с помощью вертолетов, а во Франции в 1969 году для цеха штамповки был заказан, пожалуй, самый уникальный пресс. Для его транспортировки из Гавра в Удмуртию отправился теплоход «Нева». Вес только головки для пресса составлял 121 тонну. Вместе с тележкой для перевозки - все 160 тонн. Груз прибыл в Воткинск через семь мостов. А к месту строительства его доставили 9 тягачей и тракторов.

Уже в 1969 году вступил в строй цех мелкой штамповки, организовалось сварочно-кузовное производство. К концу года был достроен корпус для цехов сварки, окраски, а также корпус с цехами сборки «белого кузова», мягких узлов и окончательной сборки автомобиля. Заработали котельная и комбинат питания. Осенью следующего года заработал главный конвейер (общая его протяженность - около 50 километров).

Проектная мощность автосборочного завода превышала 220 тысяч автомобилей в год и была обеспечена новейшими разработками ведущих западных фирм. Основное оборудование стоимостью в несколько сот миллионов рублей для прессового, сварочно-кузовного, окрасочного, гальванического и сборочного производств решено было приобретать через фирмы «Рено» и «Эрфурт». Из 40 автоматических и поточно-механизированных линий в цехе крупной и средней листовой штамповки 6 изготовила фирма «Рено», она же привлекла к сотрудничеству фирмы «Блисс», «Спирц», «Клиринг». 26 линий взялась поставить фирма «Эрфурт». Площадь крытых складов и проездов в период оснащения автозавода оборудованием достигла 30% от общей производственной площади.

Ижевский автозавод создавался одновременно с Волжским. Практически одинаковыми были и требования к этим предприятиям. Например, годовой выпуск автомобилей на одного работающего в каждом из двух проектов был предусмотрен на уровне 20-23 штук. Почти одинаковым с вазовским намечалось в Ижевске и производство продукции на 100 кв. метров развернутой площади, и себестоимость автомобилей. Словом, Ижевский автозавод был задуман «под стать» ВАЗу, только в одну треть его первоначальной проектной мощности.

Первый автомобиль - МОСКВИЧ-408 (его производство было передано в Ижевск с московского АЗЛК) с эмблемой «ИЖ» на радиаторе - сошел с конвейера автозавода в ночь на 12 декабря 1966 года. До конца месяца было собрано 300 автомобилей, а в мае с конвейера сошел 1000-й автомобиль.

Первенец автозавода выпускался три года, всего было собрано 4196 этих машин. МОСКВИЧ-408 «обкатал» технологию производства для своего более успешного и перспективного наследника. МОСКВИЧ-412, отличался большим объемом двигателя, увеличенной скоростью (со 120 до 140 км/час) и немного - внешним видом, благодаря чему стал настоящим хитом среди выпускаемой предприятием продукции. Выпуск этой модели продолжался до 1999 года - так она был любима на потребительском рынке. Всего же за 32 года производства было выпущено 2 317 493 таких автомобиля - это почти половина продукции предприятия, созданной более чем за 40 лет.

«412-й» стал основой для целой плеяды автомобилей, разработанных конструкторами Ижевского автозавода. Прежде всего, стоит упомянуть первый легкий развозной фургон ИЖ-2715 и первый советский пятидверный хэтчбек ИЖ-2125 («ИЖ-Комби»).

Ижевский «каблучок», фургон ИЖ-2715, появившийся в 1972 году, сразу занял подобающую нишу на рынке. У этого коммерческого автомобиля не было конкурентов в Советском Союзе и, кроме того, существовал повышенный устойчивый спрос за рубежом. Небольшой юркий автомобиль с приличной для такого «роста» грузоподъемностью завоевал доверие по всему свету. Поэтому в период с 1972 по 2001 год выпустили таких фургонов порядка одного миллиона. (Потом, в 90-х годах, появилась «Ода-Версия». В 2005 году «ИжАвто» вернулся к «каблучку» - правда, на базе вазовской «четверки».)

«Комби» была спроектирована еще в 1966 году, и в том же году автомобиль показали на дизайнерской выставке в Москве, однако в серию он пошел только в 1973 году. Необычная ступенчатая задняя часть кузова, широкая пятая дверь, большой багажник со складной задней полкой сделали эту модель весьма популярной на внутрисоюзном и внешнем экспортных рынках. Всего за 24 года (1973-1997) собрано около 415 тысяч таких автомобилей.

Рекордный выпуск продукции - почти 190 тысяч автомобилей - зарегистрирован в 1988 году. И география экспорта к этому времени (несмотря на сравнительно небольшие отгрузки) сформировалась обширная: Куба, Финляндия, Турция, Венгрия, Китай, Афганистан, Панама, Сирия, Никарагуа, Ямайка. В Венгрии в 1988 году функционировало, например, 59 технических станций по ремонту и обслуживанию автомобилей ИЖ.

Первый отечественный полноприводный автомобиль появился на Ижевском автозаводе в 1970 году. Это был полноприводный джип ИЖ-5 с оригинальным самоблокирующим дифференциалом. Год спустя на его основе был спроектирован и выпущен полноприводный автомобиль ИЖ-14. Немногим известно, что эта машина стала прототипом вазовской «Нивы». Оригинальная раздаточная коробка этого автомобиля позволяла переключаться с переднего моста на задний или на оба сразу. Примерно в это же время ижевские конструкторы занялись разработкой переднеприводного автомобиля, получившего имя ИЖ-13. Но оборонной промышленности не требовались такие детища подконтрольного предприятия. Перспективы многопрофильного развития оставили молодому гиганту АВТОВАЗу, а «ИжАвто» сосредоточился на выпуске заднеприводных автомобилей.

Еще одним перспективным направлением деятельности конструкторского бюро «ИжАвто» стала разработка гибридного автомобиля: с электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания. Этот автомобиль был не только спроектирован, но и создан. Работы быстро продвигались вперед, тем не менее, из-за кризиса 90-х годов проект на заводе был свернут.

Второе дыхание

«Ода» родилась 14 сентября 1990 года. В этот день был сварен кузов первого автомобиля ИЖ-2126 - пятидверного «хэтчбека» с традиционным задним приводом и двигателем ВАЗ-2106. В народе он получил название «Орбита», и только в 1999 году - современное официальное название «Ода». Впоследствии на его платформе стали выпускать фургоны ИЖ-2717, «пикапы» ИЖ-27171, ИЖ-212615. В 1991 году на базе автомобиля ИЖ-2126 появляется «универсал» ИЖ-21261 Fabula.

О том, что это были за автомобили, говорит следующее. Полноприводная «Ода» приняла участие в автопробеге «Евразийский путь», который увел автомобиль далеко на Север, за границу полярного круга. «Ижевчанке» нипочем оказались 40-градусные морозы, длинные расстояния и поход по снежной пустыне. Что касается обычной «Оды» и «Фабулы», то первая из них прошла путь от Москвы до Владивостока, а вторая - обратно, причем обе - без серьезных поломок.

Длительный перерыв в освоении новых моделей на Ижевском автозаводе был вызван экономическим кризисом 90-х годов. Объемы производства упали до 10 тысяч автомобилей в год, при мощности предприятия в 220 тысяч. Начались массовые сокращения рабочих и задержка выплат заработной платы. Исправить ситуацию на Ижевском автозаводе не помогло и соглашение о сборке ижевских коммерческих автомобилей на территории Белоруссии, достигнутое во время визита в Удмуртию президента республики Александра Лукашенко в феврале 1999 года.

Второе рождение автозавода наступило в 2000 году. Новое руководство предприятия, среди которых и специалисты АВТОВАЗа, смогли поднять производство. Одним из первых шагов стал выпуск на площадях автозавода любимой многими «шестерки» (за все годы выпущено 133 тысячи ВАЗ-2106), два года спустя в Ижевск было переведено производство «универсала» ВАЗ-2104 (всего в Ижевске собрано около 120 тысяч «четверок»). Общее количество собранных в Ижевске вазовских моделей на сегодняшний день - более 250 тысяч.

В 2004 году ОАО «ИжАвто» занимало второе место в Российской Федерации по производству легковых автомобилей после АВТОВАЗа. За период 2000-2004 гг. объем производства предприятия увеличился почти в 4 раза, а рыночная доля продукции автозавода возросла с 3% до 8%.

Однако под влиянием целого ряда факторов (моральное устаревание модели, падение объемов продаж на 32% и убыточность производства автомобилей марки ИЖ) было принято решение о снятии автомобилей этого семейства ИЖ с производства (возвращение произошло только в декабре 2005 года, когда на конвеер автозавода встал новый фургон ИЖ-27175 - на базе «Оды» и ВАЗ-2104, на сегодняшний день собрано более 25 тысяч ИЖей). Также были снижены объемы производства автомобилей ВАЗ. Выходом из сложившейся ситуации стало соглашение с KIA Motors Corporation.

Проект KIA

Переговоры с корейской компанией KIA Motors Corp. были начаты в 2001 году, а в 2003 году было подписано лицензионное соглашение о сборке автомобиля KIA Spectra на мощностях Ижевского автозавода. В марте 2004 году из корейских автокомплектов собрана первая товарная партия - 596 автомобилей KIA Spectra.

22 августа 2005 года состоялось открытие полномасштабного производства автомобиля KIA Spectra. Само производство было осуществлено в рекордно короткие сроки. Так, организация производства сварки и производства сборки - с февраля по июль 2005 года. Реконструкция производства окраски - с марта по август 2005 года. Но уже весной того же года именитые инженеры Поволжья признали проект KIA на ОАО «ИжАвто» лучшим инвестиционным проектом года.

В апреле 2005 года правительство Российской Федерации издало постановление №166, определяющее понятие промышленной сборки автомобилей на территории страны. Согласно Постановлению, предприятие, наладившее у себя сварку, окраску и сборку иностранных автомобилей, имеет право на беспошлинный ввоз многих автокомпонентов для собираемых машин. Ижевский автозавод стал первым российским предприятием, попавшим под определение промышленной сборки. И первым, кто воспользовался гарантированными правительственными льготами.

В октябре 2006 года вся технологическая цепочка производства автомобиля KIA Spectra на ОАО «ИжАвто» была сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000 транснациональным органом по сертификации Det Norske Veritas (Норвегия). При этом аудиторы отметили 6 случаев так называемой «хорошей практики» («good practice» - комплекс мер, признанных на международном уровне). 

 Новейшая история: ижевский Sorento

22 июля 2008 года на мощностях Ижевского автозавода началось полномасштабное производство автомобилей KIA Sorento (DKD-сборка (крупноузловая) стартовала в марте 2007 года).

Для реализации этого проекта основные производственные цеха подверглись дополнительной модернизации. В цехе сварки автомобилей KIA появился новый участок, где свариваются кузова внедорожника - один кузов каждые 20 минут. В цехе окраски проведены работы по незначительной модификации окрасочного оборудования - туннелей и камер - под габариты Sorento. Перепрограммированию подверглось программное обеспечение роботизированных линий цеха окраски. Сборка автомобиля производится на мощностях бывшего участка крупноузловой сборки, который был переоборудован в полномасштабное сборочное производство.

Кризис 2008—2009 годов

До 2009 года ОАО «ИжАвто» входило в группу компаний «СОК» под руководством президента Юрия Качмазова. В 2009 году группа «СОК» продала компанию «ИжАвто» её менеджменту за сумму около $200 млн. Позднее представители Сбербанка России, получившего в итоге за долги контроль над предприятием, обвиняли в связи с этим «СОК» в выводе активов автозавода, и по подозрению в преднамеренном банкротстве «ИжАвто» было возбуждено уголовное дело. В феврале 2011 года собственник «СОКа» Юрий Качмазов и ряд других руководителей «СОКа» и «ИжАвто» были объявлены в розыск.

В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90 % сотрудников — около 5 тыс. человек.

В марте 2009 года производство на предприятии было остановлено. Общий долг перед кредиторами составлял 13,5 млрд рублей. В августе того же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о банкротстве и месяцем позднее она была признана банкротом.

С 2010 года предприятие начало постепенно «оживать». В августе 2010 года началась расконсервация оборудования после года простоя, начали определяться сроки возобновления производства, модельный ряд и объёмы производства.

27 сентября 2010 года Ижевский автозавод отгрузил первые после возобновления производства 10 автомобилей ВАЗ-2104. План на октябрь предусматривал производство 2484 автомобилей ВАЗ-2104 и Иж-27175.

Основным держателем долга обанкротившегося «ИжАвто» является Сбербанк. Ранее он получил в качестве вариантов развития «ИжАвто» два бизнес-плана: корейского концерна Hyundai — Kia и альянса «АвтоВАЗ» — Renault—Nissan. Корейцы планировали, что в октябре-ноябре 2010 года на конвейере завода начнется сборка автомобиля Kia Spectra, в середине 2011 года — автомобиля Kia Sorento. На декабрь был назначен старт крупноузловой сборки грузовиков Hyundai. Однако 17 декабря 2010 года «Ростехнологии» и подконтрольный им АвтоВАЗ в присутствии премьера Владимира Путина подписали со Сбербанком меморандум о покупке долгов и активов обанкротившегося автозавода «ИжАвто». В меморандуме значилось, что Сбербанк переуступает «Ростехнологиям» большую часть долга «ИжАвто» — на 5,23 млрд руб. «Ростехнологии» покупают у Сбербанка задолженность «ИжАвто» за деньги федерального бюджета. Предполагается, что производство «классики» будет закрыто уже к концу 2011 года, и на мощностях «ИжАвто» сможет начать сборку коммерческих машин альянс Renault-Nissan.

В феврале 2011 года суд вновь подтвердил банкротство «ИжАвто» и ввёл конкурсное управление на предприятии.

C апреля 2011 года «ИжАвто» производил автомобили Lada 2107. 17 апреля 2012 года производство этих автомобилей было прекращено. Летом 2011 года на несколько месяцев было возобновлено производство ограниченных партий Kia Spectra (1700 шт.) и Kia Sorento (800 шт.) — для выполнения обязательств перед Kia Motors.

В 2011 году активы ОАО «ИжАвто» и его дочерних предприятий приобрела «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ). В свою очередь, в октябре того же года ОАГ была приобретена ОАО «АвтоВАЗ» за 1,7 млрд рублей. При этом долг «ИжАвто» составлял более 13 млрд рублей. После модернизации, на мощностях завода планировалось собирать Lada Granta. Одновременно также предполагалось начать здесь производство нескольких моделей Renault-Nissan, однако последние в апреле 2012 года предпочли производственные мощности в Санкт-Петербурге.

В мае 2012 года председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что альянс «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» планирует вложить в модернизацию Ижевского автозавода порядка 10 млрд рублей. К 2016 году мощность предприятия планируется довести до 300 тысяч автомобилей в год, что станет одним из самых крупных автопроизводств в стране.

25 июля 2012 года на предприятии началось производство модели Lada Granta. В организацию производства было вложено 1,36 млрд руб. 14 мая 2014 года с конвейера завода сошел первый автомобиль Lada Granta в модификации кузова «лифтбек».

17 сентября 2012 года ИжАвто выпустила последний экземпляр универсала Lada 2104, завершив тем самым историю производства «классики».

В феврале 2015 года на заводе была начата пилотная сборка автомобиля Lada Vesta. На сентябрь 2015 года запланировано начало серийной сборки модели.

Источник
Добавлено: 29.05.2010
Обновлено: 17.08.2015
Другие бренды
Реклама на brandpedia.ru